Жил-был Шишлов
1922–1923 годы, время новой экономической политики. В маленьком сибирском поселке Птюньки молодой коммунист Иван Шишлов пытается обустроить коммуну. Увлеченный социалистической идеологией Шишлов тяжело переживает нововведения НЭПа и делает невыносимым существование многих жителей села, разрушает жизни своей любимой Алевтины и свою.
Фильм «Жил-был Шишлов» снят по пьесе Афанасия Салынского «Молва» в 1987 году. «Был ли эксперимент по строительству социализма в одной стране удачным?» — вопрос острый и опасный для времени официального начала перестройки.
Владимир Мотыль: «Мои фильмы, наверное, можно назвать романтичными. В меньшей степени это характерно для фильма «Жил-был Шишлов», который прошел незамеченным на центральном телевидении — его не видели даже многие мои друзья. Там я пытался осмыслить, почему произошло перерождение революции, когда и как началось ужасающее несоответствие реальности и лозунгов, провозглашаемых большевиками. Я снял двухсерийный «Жил-был Шишлов» по пьесе Салынского — мой единственный в какой-то степени политический фильм. В годы горбачевской перестройки все держали Ленина за икону. Мол, извратил все Сталин. Мой фильм был первым, поставившим это под сомнение».
Режиссер Владимир Мотыль — выпускник актерского отделения Свердловского театрального института, там же учился заочно на историческом факультете университета. В Свердловске работал режиссером на киностудии и в драматическом театре, главным режиссером в ТЮЗе. Самая известная режиссерская работа — фильм «Белое солнце пустыни».
Ивана Шишлова сыграл актер Игорь Лях (Ленька из фильма «Любовь и голуби»), выпускник Высшего театрального училища имени Щепкина, актер Малого театра. Сейчас Игорь Лях преподает актерское мастерство в Щепкинском училище.
В роли возлюбленной Шишлова, Алевтины, снималась Виктория Кузнецова, выпускница Школы-студии МХАТ, актриса Театра на Таганке. «Жил-был Шишлов» — ее вторая киноработа (первая — в фильме «Яма» по повести Куприна).
Автор пьесы «Молва» Афанасий Салынский работал в редакции газеты в Смоленске и редактором в Свердловском книжном издательстве. В начале карьеры писал рассказы и очерки, сценарии для небольших документальных фильмов, а потом и для полнометражного кино («Шофер на один рейс», «Человек с будущим»). Основная тема драматургии Салынского — советская действительность.
Музыку для фильма «Жил-был Шишлов» написал друг Владимира Мотыля и автор музыки к трем его фильмам композитор Исаак Шварц.
Фильм снят на студии Довженко, премьера состоялась 6 ноября 1988 года.