Заблудший
Мелодрама о всепрощающей любви. Герой фильма, Евсей, в трудные послевоенные годы бросает в деревне свою семью и переселяется в город к продавщице Нюрке. У них рождаются дети, но Нюрка груба, и семейная жизнь Евсея не складывается.
Однажды на железнодорожной станции Евсей встречает своего выросшего сына и решает наладить отношения с первой семьей. Бывшая жена Пелагея и дети встречают его враждебно, но когда он приходит в их дом больной, они прощают его. Евсей остается работать в колхозе. Нюрку осуждают за хищения, и Евсей забирает в деревню осиротевших детей, которых принимает в свою семью Пелагея.
Премьера фильма состоялась дважды: сначала картина вышла на телеэкраны под названием «Гнезда», а через год — в кинотеатрах под названием «Заблудший».
Фрагмент книги Татьяны Ивановой и Владича Неделина «Николай Крючков» (1984 г.)
Творческая «биография» «Гнезд» («Заблудшего») довольно необычна, <…> замысел фильма и его общий «прицел» были актерскими. Видимо, разуверившись в эффективности обращения к кинодраматургам с призывами писать для них, Н. Крючков и Л. Смирнова решили взять дело в собственные руки. А совсем еще молодое в ту пору искусство телевизионного фильма оказалось счастливо отзывчивым на эту чисто актерскую инициативу, к которой и режиссура отнеслась с редким доверием и пониманием.
«Для фильма «Гнезда» я сам нашел и тему, и литературный материал», — рассказывает Н.А. Крючков. — «Сценарий написан на основе рассказа пермского писателя Ю. Петухова «Заблудший».
Сам «заблудший», Евсей, был у Крючкова человеком доброго сердца из тех, что, как говорится, мухи не обидят. Главное же — это вечный труженик, работающий не покладая рук, не помышляя урвать от жизни большой ли, малый ли куш. Хотя работник он хоть куда, а получилось как-то так, что ни достатка, ни почета это ему не принесло.
В этой истории, кроме самого Евсея, еще двое: его законная жена Пелагея и незаконная, «городская» — буфетчица Нюрка. Едва отвоевавшись и только вернувшись в родную деревню, Евсей должен был податься в город на заработки — на сельской работе в эту пору сносно прокормить семью не было возможности. В первое время приезжал к жене и четверым ребятишкам как мог часто. Потом все реже. Однажды под праздник не явился вовсе. Тогда Пелагее стало ясно: муж в городе «нашел другую».
Выход фильма на телеэкран произвел сенсацию, которой, пожалуй, никто не предвидел. Разговоры, споры о нем, просто обмен мнениями можно было слышать в метро, в троллейбусах и электричках, в магазинах… Евсей и Пелагея стали героями дня.
…Евсей у Н. Крючкова предстает как человек полностью сокрушенный жизнью. Но есть в нем в то же время и какая-то щемящая своей непреклонностью решимость выпить до дна уготованную им самому себе горькую чашу расплаты. И в этой непреклонности — последнее слово его раненой совести, последний его завет самому себе. Крючков вывел на экран персонаж этой драмы из самых глубин народной жизни. И показал, что именно для такого, как Евсей, предельно простонародного «естественного человека» потеря, развал семьи, а тем более собственная повинность в них не драматический эпизод, который надо только постараться пережить и все минется, перемелется, а крушение всей жизни.