Три часа дороги
Эта короткометражка, снятая по сценарию известного писателя Вадима Кожевникова (автора знаменитого романа «Щит и меч»), — вторая студенческая работа Эдмонда Кеосаяна. В 1963 году в Канне картина была отмечена Гран-при за лучший дебют. Главную роль в фильме сыграл Михаил Ульянов.
Заполярье. Зима. Сорокоградусный мороз. С места строительства буровой в поселок едет санный поезд: тягач тащит вагончик по заснеженной тундре. Пурга, горючее на исходе, поезд сбивается с трассы… У начальника строительства Евгения Ивановича недавно умерла жена, оставив сына-подростка. Каждый по-своему переживает смерть близкого человека, и общая утрата сближает отца и сына.
Фрагмент книги Петра Черняева «Первый век нашего кино»
<…> После окончания школы рабочей молодежи Эдмонд Кеосаян учился в Московском экономическом институте, когда друзья вдруг пригласили его на главную роль в фильм «Когда рядом друзья».
В 1956 году, в двадцатилетнем возрасте, он поступает на актерский факультет Ереванского театрального института. Проучившись там четыре года, перевелся в Москву и начал учиться на режиссерском курсе у Е. Дзигана во ВГИКе. Уже на втором курсе он ставит свой дебютный фильм «Лестница», получивший Гран-при на МКФ в Монте-Карло. Следующая короткометражка «Три часа дороги» приносит ему главный приз фестиваля телефильмов в Канне. Еще будучи студентом ВГИКа, Кеосаян принят на «Мосфильм» режиссером и снимает полнометражный фильм «Где ты теперь, Максим?», который понравился и зрителям, и критике.
Кеосаян горит идеей снять что-то динамичное, азартное, в духе американских вестернов: «Нужно создать наш советский вестерн», — говорил он. — «Мне захотелось сделать картину, на которую бы тоже выстраивалась очередь… Вестерн, как ни один жанр, способен заразить аудиторию идеями. Ведь если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру все. Любовь к Родине, долг, верность — на экране это не отвлеченные понятия, а живые примеры, которым страшно хочется подражать…».
И вот Кеосаян со сценаристом Сергеем Ермолинским, с которым он работал над лентой «Где ты теперь, Максим?», подает заявку на фильм «Знак четырех» по мотивам повести П. Бляхина «Красные дьяволята». Приключения «Неуловимых мстителей» — четверки отважных ребят, наводивших ужас на бандитов в ранние годы советской власти, — сделали знаменитым режиссера. <…>
Продолжать эпопеею о «неуловимых» Кеосаян вовсе не собирался, в его планах на этот раз было сделать серьезное кино — фильм «Антарктида — далекая страна» по сценарию А. Тарковского и А. Михалкова-Кончаловского. Однако киноруководство, видя огромные прибыли, приносимые картиной, настаивало. После двух продолжений «Неуловимых мстителей» («Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи») он поставил фильмы «Мужчины», «Когда наступает сентябрь», «Звезда надежды», «Где-то плачет иволга», прошедшие в прокате очень скромно.
За предоставленные материалы благодарим интернет-проект «Энциклопедия отечественного кино».