18+

Тарас Бульба

Драма
2009
131 мин
Польша, Украина, Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Экранизация одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, вышедшая в апреле 2009-го, в год 200-летнего юбилея классика. Съемки проходили в России (киностудия «Ленфильм»), на Украине и в Польше и длились девять месяцев.

Павел Басинский. «Кто кого породил» // Российская газета. №4882. 3 апреля 2009

Это мощный фильм. При всех своих очевидных недостатках. Это яркое зрелище, отличная игра актеров и в целом, за двумя исключениями, достаточно бережное обращение с классическим текстом.

Бортко вообще отличается педантизмом в «прочтении» классики: штудирует не только основной текст, но варианты, ранние редакции. (…) Классика остается для него классикой, а не полигоном для экспериментов.
В его экранизации «Тараса Бульбы» восхищают два момента. Первый — это то, что Бортко удалось передать на экране эпический размах очень небольшого по объему гоголевского текста, этой маленькой русской «Илиады». (…)

Вторая (а может быть, и первая) ценность фильма — это Богдан Ступка. Лучшего Бульбы на экране не было и, подозреваю, уже не будет. (…)

Поаплодировать Бортко нужно еще и за то, что он, как это ни странно звучит, снял «Тараса Бульбу» о Тарасе Бульбе. (…) Гоголь написал свою повесть о невероятном человеке невероятного XVII века. Тарас Бульба — это великий персонаж, стоящий в ряду с Одиссеем, королем Лиром, Фаустом и другими «этапными» персонажами мировой литературы. Это стопроцентное воплощение цельности, упрямства, гордыни и отцовского диктата. Здесь нельзя говорить о том, хорош он или плох. Хорош или плох Везувий? Он — Везувий…

Бортко удалось увидеть в повести это главное, а Ступка окончательно расставил все по местам. Его Бульба страшен и сентиментален. (…)

Екатерина Барабаш. «Гоголь и придворный кинематограф» // Независимая газета. 26 марта 2009

Все предельно точно, все, что мы видим на экране, есть в повести. (…)

Богдан Ступка, как кажется сначала, так и просится на роль Бульбы. (…) Мощь Бульбы и глубина его переживаний, звериное обаяние личности и отчаянная харизма — все это, казалось бы, необъятное Ступке подвластно и отдается ему на откуп легко и охотно. (…) Да, Бульба в исполнении Ступки масштабен, но в отличие от литературного Тараса начисто лишен чувства юмора. (…)

В фильме Бортко трагизм Бульбы сводится к необходимости лишить жизни младшего сына, Андрия (Игорь Петренко) и быть свидетелем казни старшего, Остапа (Владимир Вдовиченков). Во всем остальном экранный Бульба не знает страха и упрека. (…)

А это уже к Гоголю имеет самое слабое отношение. И авторы фильма, кажется, это понимают. Иначе не стали бы они сдабривать фильм небольшими, но важными для их идеи сюжетными вкраплениями. Например, у Гоголя ничего нет о гибели жены Тараса (Ада Роговцева). В фильме же ее порубленное поляками тело привозят из разоренного хутора, и для Бульбы это становится поводом и последней каплей, капнувшей на весы сомнения: идти или не идти бить поляков? (…) Очень сомнительный для Гоголя героизм Тараса и его сподвижников для Бортко оборачивается несомненным героизмом в битве за Родину. (…)

В ролях: Михаил Боярский, Богдан Ступка, Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков, Магдалена Мельцаж, Любомирас Лауцявичюс, Ада Роговцева, Сергей Дрейден, Юрий Беляев, Лесь Сердюк и другие
Режиссер: Владимир Бортко
Писатель: Николай Гоголь

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна