Загадки Мастера и Маргариты
Елена Сергеевна Булгакова вспоминала, что в один из вечеров, когда Михаил Афанасьевич «не шалил, никого не трогал» и работал в своем кабинете над сценой «вооруженного столкновения» шайки Воланда с представителями «органов», на кухне вдруг случился настоящий пожар, чуть не спаливший всю квартиру. Причиной стало неосторожное обращение домработницы с… примусом. Дальнейшее известно. Примус, «починенный» Бегемотом, превратился в его лапах в настоящий огнемет и стал одним из знаковых предметов романа.
Михаил Булгаков абсолютно справедливо называл себя «писателем мистическим», наследником Гоголя в русской прозе. Самое известное его произведение принято считать фантастическим, но вот что интересно и весьма важно: почти все удивительные происшествия в романе основаны на реальных событиях. Большинство героев этого «фантастического» произведения имеет прототипы из числа абсолютно реальных людей — современников писателя. Так же как и действие «московской» части «Мастера и Маргариты» происходит в совершенно конкретных местах. А многие афоризмы, щедро разбросанные по тексту, порождены историями из жизни самого писателя. В документальной ленте рассказывается о том, что настоящая фамилия Аннушки-Чумы была Горячева, что знаменитый бал сатаны на самом деле проходил в резиденции американского посла и что встречи Мастера и Маргариты в маленьком полуподвальчике списаны с тайных свиданий Булгакова с будущей женой.
Зритель узнает о том, под какой именно трамвай попал прототип Берлиоза Леонид Авербах, о том, как велика роль кота Флюшки в истории русской литературы и какое отношение к фразе о том, что москвичей испортил квартирный вопрос, имеет Н.К. Крупская.
Как известно, Русская православная церковь неоднозначно относится к роману «Мастер и Маргарита». В фильме известный богослов диакон Андрей Кураев расскажет о том, что не стоит отождествлять персонажей романа с самим автором, и прокомментирует некоторые наиболее спорные, с его точки зрения, фрагменты романа.
Смотрите также: