«Летающий город» Г. Крутикова
Дипломный проект «Летающего города» Г.Т. Крутикова носит характер творческой разработки идеи использования воздушного пространства для жизни людей. Архитектор разработал планировку города, типы домов и универсальное средство передвижения, провел скрупулезное исследование и анализ научных, технических, социальных, биологических вопросов, которые доказывали реальность и необходимость осуществления идеи города в воздухе.
В аналитической части («Предпосылки к работе»), которая состояла из 16 планшетов, Г.Т. Крутиков графически с использованием различного рода изображений и схем анализировал проблему «подвижной архитектуры».
Непосредственно сам «Город будущего» состоял из двух основных частей: вертикальной — жилой части, парящей в воздухе, и горизонтальной — производственной, расположенной на поверхности земли. Жилая часть города представляла собой сужающийся по направлению к земле параболоид, ось которого совпадала с центром производственной части. На внешней поверхности параболоида ступенчато размещались жилые комплексы, включающие несколько структурных типов — развитую трудовую коммуну, компактный дом-коммуну и жилище «гостиничного» типа. Из этих типов «неподвижного жилища» (парящего в воздухе) и формировались поднятые над землей части «летающих городов».
Вся пространственная структура «города будущего» была ориентированная на воздушные пути сообщения. Связь между парящим жильем и землей, должна была осуществляться с помощью универсального транспортного средства (кабины), которое могло передвигаться в воздухе, по земле, по воде и под водой.
Г.Т. Крутиков, как истинный рационалист и член АСНОВА, при разработке «Города будущего» отдавал предпочтение социальным и архитектурным проблемам, трактуя свой проект как первый этап выхода человека и архитектуры в околоземное пространство.
Разработка таких экспериментальных проектов-прогнозов была очень важной составляющей частью учебного процесса на архитектурном факультете в 1920–1930-е годы, так как именно они способствовали общему подъему творческого и теоретического уровня обслуживания градостроительных проблем, помогали видеть не только ближайшую, но и отдаленную перспективу.