Спектакль «Вечер одноактных комических опер»
Гайдн не понаслышке знал всю «кухню» артистической жизни. Иногда Гайдн в разрешении сложных ситуаций использовал полунамеки и аллегорию. Так, в жанре комической кантаты «Избрание капельмейстера» он дает совет избирателям, которые готовились к выбору нового капельмейстера, изобразив их в аллегорической форме как трех богов: Гефеста (покровителя кузнечного дела, весьма далекого от понимания искусства), Минервы (богини мудрости, покровительницы искусств и ремесел) и весельчака Бахуса (бога вина).
Театральной теме посвящены три оперы Чимарозы: «Импрессарио в затруднении», «Капельмейстер» и «Парижский художник».
Опера «Капельмейстер» имеет все признаки интермеццо — действие сконцентрировано на одном событии — шутливой репетиции оркестра, участники — сами оркестранты и их инструменты (скрипки, альты, флейты, гобои, валторны и скрипучий контрабас).
У оперы «Директор театра» есть интересная история создания — это история вечного соперничества Моцарта и Сальери. Лучшим композиторам Вены были заказаны комические оперы о закулисной жизни театра. Конкурс выиграл Сальери. Но даже эту заказную миниатюру гений Моцарта сумел превратить в маленький оперный шедевр. Получилась очаровательная музыкальная шутка: искрометная и одновременно мудрая история о насущных проблемах обитателей театрального закулисья.