«Портрет женщины-крестьянки»: выставка к 245-летию Алексея Венецианова
Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею художника, графика, выдающегося портретиста и «певца» быта простых крестьянских женщин Алексея Венецианова (1780-1847)
«Вряд ли академик живописи и владелец небольшого имения в Тверской губернии Алексей Гавриилович Венецианов намеренно ставил перед собой цель — увековечить в искусстве образ русской крепостной крестьянки» — пишет А. Амшинская в предисловии к книге «Русские женщины» из серии «Мир глазами художника» 1969 года от издательства «Советский художник». Конечно, с этим утверждением можно и поспорить, ведь сложно доподлинно знать какие мысли кружились в голове живописца. Тем не менее изображение крестьянки стало визитной карточкой Венецианова и, вероятно, первой ассоциацией с его творчеством. Книга вводит читателя в курс событий минувшего времени, говорит о женском бесправии и эволюции женского образа в искусстве, о новом понимании человеческой личности, и, конечно, о художниках. Значительное место в книге отдано под репродукции с самыми известными работами Венецианова.
Продолжает знакомство с картинами портретиста альбом «Алексей Венецианов» от издательства «Белый город» 2001 года. «На выставке, открывшейся в Академии художеств первого сентября 1824 года, было многолюдно. Помимо монументальных работ художников академического толка Федора Бруни, Петра Басина, Максима Воробьева и других были выставлены портреты Василия Тропинина, картины недавно вернувшегося из Италии Ореста Кипренского. Но больше всего публику привлекали небольшие картины почти никому не известного Алексея Венецианова "Портрет крестьянина", "Крестьянка, расчесывающая лен в избе", "Портрет крестьянки", "Вот-те и батькин обед!"". И дело было не только в том, что что герои картин казались необычными для зрителей… Венецианов писал своих крестьян так, как не писал никто ни до, ни после него». Работы Венецианова тогда отметили не только обыватели, они вызвали расположение императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны. Успех был впечатляющий, правда, как продолжает далее книга, критики были достаточно прохладны в своих оценках и находили персонажей художника «не пленительными». Несмотря на подобные отзывы, портретист не сошел со своей тропы и впоследствии стал «одним из отцов русского бытового жанра», «стал родоначальником русской пленэрной живописи и, наконец, он создал свою школу живописи, в которой учил крепостных крестьян и беднейших мещан, часто на свои скудные средства». Альбом рассказывает об этапах творческих изысканий художника, связанных с Москвой и Петербургом, о зарождении и расцвете школы Венецианова, любимых учениках, о самых известных полотнах, об успехах и череде потерь. Каждую главу сопровождают красочные иллюстрации с репродукциями художника и занимательная хронология, соотносящая исторические и культурные события с этапами жизни живописца.
Часто ли читатель задумывается о вопросе этичности касаемо личной переписки известных людей прошлого. Безусловно, такие документы проливают свет на человеческие характеры, на взаимоотношения между людьми, но в тоже время — они вряд ли подразумевали третью сторону. Книга «Алексей Гаврилович Венецианов» от издательства «Искусство» 1980 года предлагает письма, статьи портретиста, а также мнения современников. «Собранные с максимально возможной полнотой материала, многие из которых публикуются впервые, знакомят с жизнью и творчеством одного из крупнейших русских художников первой половины XIX века…». Сборник в самом деле богат на всевозможные материалы: есть деловая переписка и личная, есть и воспоминания близких, есть и интереснейший раздел с заметками критиков на венециановские картины, нашлось место и выписке из дела о смерти художника со всеми вытекающими, такими как обстоятельства гибели и медицинская экспертиза. На экваторе издания десяток страниц с портретами ближайшего окружения Венецианова.
Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству (левое крыло, 4 этаж)!
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.