Лекция «Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент»

23 января 2025
Бесплатно

Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Происхождение и история
С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.
Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.
Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.
До середины XVII в. именно со скоморохами ассоциировалась русская традиционная народная инструментальная культура, частью которой, возможно, было ансамблевая игра на ложках. Мы говорим возможно, потому что нет никаких свидетельств тому, было это или не было. Немногочисленные иконографические источники, изображающие скоморохов с ложками, не дают полного представления об исполнительском искусстве ложкарей. К сожалению, ни летописные, ни изобразительные, ни иные документы, в которых упоминается о скоморошьей культуре, никоим образом не описывают игру на ударных музыкальных инструментах в целом, и, конечно же, в них нет даже упоминания об игре на ложках. Хотя считается, что на тот момент (середина XVII в.) у скоморохов насчитывалось около 14 наименований ударных инструментов, часть из которых безвозвратно утеряна. К счастью, ложки, являясь принадлежностью бытовой повседневной культуры, не исчезли из обихода. Но их значение как музыкального инструмента резко уменьшилось.Не менее важным в истории народных инструментов следует считать период урбанизации государства, и как следствие этого, «расслоение» традиции. Традиционный фольклор, частью которого, несомненно, является русская инструментальная традиция, включающая игру на ложках, продолжал бытовать на городских окраинах, еще «не оторванных» от крестьянского (сельского) типа хозяйствования, в сельских «анклавах» внутри города. Возникает смешанная (квазигородская, квазиурбанистическая) культура как результат неполной адаптации традиционной культуры к новым «городским» условиям. Именно в период становления новых и модификации традиционных жанров народной художественной культуры ложки приобрели особую значимость, зазвучали как солирующий инструмент, демонстрирующий виртуозное мастерство исполнителей. О важности данного явления могут свидетельствовать мемуарные, журналистские источники, в которых упоминаются ансамбли ложкарей и отдельные исполнители на этом уникальном инструменте. Впервые на концертной эстраде ложки были применены В.В. Андреевым в Великорусском оркестре [1; 3]. Следует отметить, что распространение ложек как музыкального инструмента в XIX в. характерно не только для русской культуры, но и, например, для американской, где в менестрель-шоу (форма американского народного театра, распространенного в XIX в., наподобие скоморошьих представлений на Руси) актёры разыгрывали комические сцены, исполняли стилизованную музыку и танцы, иногда используя ложки в качестве ударных инструментов.
Игра на ложках, техника игры. Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары скользящий — по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый — по ложке, находящейся за голенищем сапога. Сложность реконструирования традиции игры на ложках не умаляет этого явления. Отсутствие письменной фиксации, практически полное исчезновение из музыкальной практики должны были привести к исчезновению такого явления, как игра на ложках. Но этого не произошло. Это свидетельствует о том, что традиция способна к воссозданию, возрождению, реконструкции даже через промежутки времени. Главное — не потерять ее смысл, ценность и уметь грамотно актуализировать в современных социокультурных условиях. Так что конец XX — начало XXI вв. смело можно назвать эпохой возрождения искусства игры на ложках.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна