Лекция «Уникальные инструменты в составе оркестров»
Ложки — древний, повсеместно распространённый в России музыкальный инструмент-орудие. В фольклорной практике используются как специально изготовленные деревянные ложки, так и обычные столовые металлические. Игровой комплект состоит из двух-пяти ложек, иногда разного размера. Пара ложек — самый типичный комплект. Играют на ложках сидя или стоя, держа их в руках, за поясом, в голенищах сапог. Используют вместе с другими инструментами при исполнении плясовых наигрышей, шуточных песен, частушек и скоморошин (небылиц). Коса — обычно используется в качестве ударного инструмента в ансамбле со струнными и духовыми инструментами, например, с дудками, пыжатками, жалейками, скрипкой, балалайкой для исполнения плясовых и обрядовых напевов. Звучит коса очень звонко, ярко, колоритно. Её подвешивают на ремешке и бьют по лезвию деревянной палочкой, ножом, скалкой и т. д. В Сибири используется в свадебном обряде. На печной заслонке, самоварной трубе играют обычно женщины. Часто включаются в инструментальные ансамбли, сопровождающие календарные и свадебный обряды. Под заслонку обычно плясали ряженые на свадьбе, на Святочных, масленичных, Троицких игрищах. В заслонку стучали, обходя дома на Новый год (с пением колядок), Егорьев день, другие праздники. На заслонке и самоварной трубе играли ножом, половником, кочергой, чередуя удары с чирканьем (фрикционный способ игры). Таким же образом играли также на стиральной доске, рубеле, чугунке, чередуя трение и удары. Пила — в музыкальной практике используется двуручная поперечная пила, которая ставится вертикально на землю. Одной ногой наступают на ручку, а другой придерживают противоположную. Для игры пилу то сгибают, то разгибают, водя смычком по ровному краю и выигрывая несложные мелодии. Пила используется и как ударный инструмент.
СТРУННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Гусли — древний струнный щипковый инструмент. Со времён Киевской Руси гусли постоянно упоминаются в летописях и устном народной творчестве (в текстах былин, скоморошин, сказок, песен различных жанров и т. д.). Судя по изображениям, описаниям, музейным экспонатам и современным экспедиционным данным, в бытовой музыкальной практике использовались гусли двух разновидностей. Крыловидные, («звончатые») гусли до сих пор можно встретить в Новгородской и Псковской областях не только в райцентрах, но и деревнях. Они имеют долблёный (а в последнее время и клеёный) корпус из ели или клёна, чаще всего в форме крыла, от 5 до 10 жильных или металлических струн. На гуслях, найденных при археологических раскопках в Новгороде, имелось так называемое «окно» для удобства игры во время ходьбы и пляски (левой рукой через «окно» гусляр мог заглушать ненужные струны). Струны имеют диатонический строй. Басовые струны, которые не заглушаются при игре (постоянно задеваются и создают гул) могут быть настроены в кварту и квинту относительно основного устоя. Основные приёмы игры народных гусляров — бряцание плектром (косточкой или куском дерева) по готовым аккордам и выигрывание напева защипыванием отдельных струн. На звончатых гуслях исполняют всю традиционную для северо-запада России музыку, в том числе и особые наигрыши под праздничные ритуальные кулачные бои и драку (наигрыш Горбатого). Шлемовидные клеёные гусли в настоящее время в музыкальном быту устной традиции не встречаются. Их можно увидеть только в некоторых музеях и на старинных изображениях. В отличие от крыловидных долблёных, они крупнее, изготавливались способом склейки отдельных частей резонаторного корпуса. Количество жильных струн от 11 до 36, играли на таком инструменте сидя, положив гусли на колени. Большее чем у крыловидных гуслей количество струн, и соответственно музыкальных возможностей, наводит на мысль об использовании этого инструмента придворными музыкантами-профессионалами. Гудок — древнейший струнный смычковый инструмент, предшественник скрипки. Он часто упоминается в песнях, пословицах, поговорках. Ещё в первой половине ХХ века его можно было встретить в руках крестьян Новгородской и Псковской губерний. При археологических раскопках в древнем Новгороде 1951–1962 гг. были найдены фрагменты нескольких инструментов ХII-ХIV веков. Но в старинных книгах, на лубочных картинках и храмовых фресках, рисующих грешников в аду, изображения этого инструмента встречается часто. Он имеет овальный или грушевидный долблёный корпус, плоскую верхнюю деку, шейку без ладов, головку прямую или отогнутую назад, деревянные колки, 3 жильные струны с прямой подставкой и короткий лукообразный смычок. Играли на нём стоя или сидя, держа инструмент вертикально. На одной струне гудка выигрывали мелодию, а две нижние звучали беспрерывно (создавая бурдон), так как гриф был плоский, и исполнители их постоянно задевали смычком. Настрой струн — квинтовый.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.