Лекция «Оригинальные инструменты, входящие в состав оркестра народных инструментов»

27 января 2025
Бесплатно

Скрипка –струнный фрикционный инструмент, но более поздний и совершенный (по сравнению с гудком). До сих пор она бытует в западных и южных областях России. В начале ХХ века кустарное производство скрипок процветало в Смоленской и Казанской губернии. Наиболее ярко традиция игры на скрипках проявилась на Смоленщине. Здесь скрипачей называли раньше «скоморохами». Сейчас скрипку настраивают по квинтам, а раньше басовую струну настраивали в кварту. Высоту строя ориентируют на голос или другой инструмент в случае совместной игры. Играют сольно и ансамблем. В ансамбле верхняя солирующая партия называется «верхи», а нижняя аккомпанирующая — «втора». Вплоть до Великой Отечественной войны скрипачи были почти в каждой деревне Смоленской, Тверской и Псковской областей, на обширной территории Юга России. Важная роль отводилась скрипке в календарных и свадебном обрядах. До венца скрипка сопровождала обрядовые песни, ритуальные наигрыши звучали в самые драматические моменты прощальных обрядов как в доме невесты, так и в доме жениха. Другие инструменты (цимбалы, бубен, гармонь, балалайка) присоединялись к скрипке после венца за праздничным столом и сопровождали пляски и танцы гостей. Дуэты, трио скрипачей, смешанные ансамбли раньше обслуживали все народные празднества и гуляния. Издавна было замечено, что на скрипке хорошо имитируются интонации человеческого голоса. Поэтому вокальные мелодии звучат на этом инструменте особенно проникновенно и выразительно, а слова «выговариваются», но не буквально, а обобщённо. Колёсная лира — струнный фрикционный, более поздний и сложный, привнесённый из Европы (через Польшу, Белоруссию) профессиональный инструмент слепцов-лирников, которых до 70-х годов ХХ века ещё можно было встретить в городах и сёлах России на папертях храмов (особенно в престольные праздники). Лира («реля», «рылей») имеет гитаровидный корпус, 3 жильные струны (1-мелодическая, на которой с помощью примитивного клавишного механизма выигрывают напев; две другие постоянно звучат на одной высоте, образуя бурдон). За счёт трения о струны деревянного колеса с ручкой (которую постоянно вращает исполнитель), возникает непрерывный, несколько назойливый и гнусавый звук. На лире во время постов и церковных праздников исполнялись духовные стихи, а также на заказ традиционная музыка. Слепых от рождения мальчиков-крестьян отдавали на обучение известным мастерам-лирникам и те за определённую плату знакомили учеников с техникой игры на лире, репертуаром, обучали пению. Свой заработок лирники делили с поводырями, которых были вынуждены нанимать. Цимбалы — струнный ударный инструмент, распространённый в западных областях России (Смоленской, Тверской, Псковской). Цимбалы, в отличие от гуслей, имеют прямоугольную форму, металлические струны, количество которых значительно больше. Играют с помощью деревянных палочек с утолщением на одном конце. Звук цимбал сильный, красивый, гулкий. Они хорошо сочетаются с другими традиционными инструментами: скрипкой, бубном, трензелем, барабаном и т. д. В репертуаре цимбалистов преобладает танцевальная музыка.
САМОЗВУЧАЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ЗВУКОВЫЕ ОРУДИЯ Гармонь — повсеместно распространённый музыкальный инструмент. В России в каждой области встречается несколько видов этого инструмента. Гармошка в виде детской игрушки попала в Россию в 30-е годы Х1Х века в руки тульских мастеров, которые усовершенствовали её, после чего она быстро распространилась сначала на юге страны. В каждой местности гармошка прошла свой путь усовершенствования и адаптации в традиционной культуре. Почти везде она заменила более древние традиционные инструменты, впитав в себя не только местный репертуар, но и фактуру, приёмы развития и т. д. К началу ХХ века в России бытовал не один десяток разновидностей гармони, названный чаще по месту происхождения и бытования, — Елецкая, Бологовка, Вятская тальянка, Касимовская, Саратовская, Тульская и др.[12] Они отличались между собой различным диапазоном, строем, набором басовых звуков и аккордов, количеством рядов кнопок в правой руке, наличием колокольчиков, величиной меха, а главное — количеством планок, составляющих один звук (от 1 до 8), от чего зависела громкость и тембр инструмента. Кроме того, существует 2 вида гармошек: одни имеют один звук при сжиме и разжиме меха, другие — разные звуки. Самые ранние из гармошек называются «тальянками». Это однорядные диатонические гармоники с колокольчиками бытовали раньше во многих областях. В настоящее время повсеместно широко распространена диатоническая двухрядная гармонь «хромка». Среди мастеров игры на гармошке особо ценятся «любительские» кустарные инструменты. Репертуар российских гармонистов состоит из традиционных наигрышей под пляску (Барыня или Русского, Сударушка, Цыганочка, Камаринского, Елецкого с пением частушек), под проходку (Продольного, Матушка, Ветлужского, Сормака, Сокольского, Растащиха и др. местные названия страданий), танцев (Вальсов, Польки, Краковяка, Падэспани, Реченьки и др.) и кадрильных (Сени, Светит месяц, По улице мостовой и др.) Кроме того, гармонисты играют и песни разных жанров (в том числе и современные авторские), аккомпанируя пению на праздничных гуляниях и застольях. Береста — также относится ксамозвучащиминструментам (свободныйаэрофон). Представляет собой тонкуюполоску бересты, которую зажимают между ладонями и исполняют посвисты птиц (если используют в качестве охотничьего манка), а также для украшения плясовых мелодий в ансамбле с другими инструментами. Варган — («ротанка», «зубанка»), щипковый идиофон. По форме бывает двух видов: подковообразный (кованный из металла) и пластинчатый (из твёрдого дерева, кости или металла). Но принцип звукоизвлечения один — упругая пластина закрепляется одним концом к одной стороне инструмента, а к второму привязан шнурок, за который нужно дёргать для его вибрации (или просто защипывать пальцем). Варган берут в рот и во время игры артикулируют, извлекая разные по высоте звуки. Раньше этим инструментом забавлялись девушки и дети. В настоящее время исчез из повседневной музыкальной практики у русских. Однако у соседних народов продолжает своё существование.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна