«История одного экспоната» продолжает знакомить посетителей со своими экспонатами, сегодня, это– веретено — это незаменимый инструмент, который применялся для наматывания пряжи, полученной в процессе прядения. Его изготавливали из сухого дерева, преимущественно из берёзы, на примитивном токарном станке, известном ещё в Древней Руси. Один или оба конца веретена заостряли, а его длина могла варьироваться от 20 до 80 сантиметров.
Веретено применялось в процессе прядения на простой прялке. В случае использования самопрялки нить наматывалась на вьюшку. Пряха садилась за прялку таким образом, чтобы левой рукой вытягивать и скручивать кудель в нить, а правой — наматывать её на вращающееся веретено, которое лежало на полу. Чтобы сделать веретено тяжелее, в его нижней части делали небольшое утолщение в форме шара или цилиндра. Иногда на нижний конец надевали пряслице — металлическое или чаще глиняное кольцо. Эти приспособления служили в качестве маховика, помогая веретену вращаться в руках опытной пряхи долго и равномерно.
А.С. Пушкин описывал ощущение, что веретено «жужжит» во время прядения.
Чтобы скрученная и намотанная на веретено нить не разматывалась и не соскальзывала, её закрепляли петелькой на верхнем конце веретена. Затем из кудели вытягивали длинную прядь, достигающую размаха рук, скручивали её в нить, наматывали на веретено и снова закрепляли петелькой. В зависимости от навыков пряхи, на один такой цикл уходило от 1 до 2 минут.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.