Мир через искусство. Василий Поленов. Христос и грешница.
Поленов с юности мечтал создать Большую картину, по масштабу подобную «Явлению Христа народу» Александра Иванова, — продолжить дело Иванова и представить не грядущего, а уже явившегося в мир Христа. К этому замыслу он вернулся в начале 1880-х годов (в том числе потому, что сестра художника Вера перед смертью взяла с него обещание написать такую картину) и отправился на Ближний Восток писать этюды. Он сделал всё для того, чтобы сюжет, будучи обновлён реалистическими мотивами, вышел из узкого русла чисто академической живописи. Поленов хотел сосредоточиться на гуманистической силе прощения. «В первых повествованиях о Христе личность его является чисто человеческой, со всеми человеческими чертами, и несравненно более для меня привлекательной, трогательной и величественной, чем тот придуманный после его смерти отвлечённый, почти мифический образ, который передали нам писатели и художники позднейших времен. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий, живой человек, или сын человеческий, как он сам себя называл, а по величию духа сын божий, как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности», — объяснял Поленов свой отказ писать Христа в принятой в то время манере и отвечая на обвинения в «нигилизме». Критики было много: в частности, обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев негативно отреагировал на изображение Христа в современных одеждах. Цензура не хотела пропускать картину с неканоническим образом Христа и даже запретила авторское название «Кто из вас без греха?», обращённое в том числе и к современникам. Но покупка полотна Александром IIIдо открытия выставки (император опередил Павла Третьякова) развеяла сомнения насчёт (не)возможности экспонировать работу.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.