Мир через искусство. Илья Репин. Не ждали.
«Не ждали» — одна из картин народнического цикла, посвящённого судьбам первых русских революционеров. В 1870-е годы народническое движение в России переживало подъём — молодые интеллигенты «ходили в народ», просвещали, учительствовали и врачевали, самые радикальные пропагандировали «крестьянскую революцию». Первое время среди народников было немного сторонников вооруженного сопротивления власти, но жёсткое подавление государством даже мирных инициатив, спровоцировало волну экстремизма.
Репин, как и многие его современники, сначала идеализировал народников, проводя параллели между их судьбой (многие из них были осуждены совершенно несправедливо) и мученичеством Христа. Картины народнического цикла имеют композиционное сходство с религиозными сюжетами: «Арест пропагандиста» — с «Осмеянием Христа», «Сходка» — с «Тайной вечерей», «Перед исповедью» — с «Христос перед Пилатом». В «Не ждали» современники увидели два противоположных смысла: критик Алексей Суворин проводил аналогию с «Возвращением блудного сына», а Владимир Стасов — с «Явлением Христа народу». Общество разделилось на тех, кто считал народников героями, мучениками и даже святыми, и тех, кто называл их убийцами и палачами. Репин же изобразил возвращение ссыльного так, что в глазах родных его приход был равнозначен воскресению.
Картина появилась на 12-й передвижной выставке вскоре после амнистии, проведённой по случаю коронации Александра III. Лицо ссыльного Репин написал со своего друга, писателя Всеволода Гаршина, который также позировал художнику для образа царевича Алексея. Репин создал несколько вариантов картины — если сначала революционер отличался «несокрушимой силой, энергией» и «горделивостью», то в заключительном варианте была подчёркнута его надломленность, даже жалкость. На стенах комнаты можно увидеть картины и фотографии, проясняющие идеалы осужденного народника: портреты кумиров демократической молодёжи Тараса Шевченко и Николая Некрасова, а рядом фотография «Император Александр II на смертном одре» и гравюра «На Голгофе» Карла Штейбена.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.