Мир через искусство. И.Репин. Крестный ход в Курской губернии.

С 13 ноября по 31 декабря 2024
6+
Бесплатно

«Русь во всём её величии и во всём её будничном безобразии»  — так метко охарактеризовал картину Владимир Стасов. Процессия крестного хода на репинском полотне стала метафорой судьбы России, исторического пути целого народа. Как и большинство работ Репина, «Крестный ход» вызвал неоднозначную реакцию современников. Игорь Грабарь писал, что картина «окончательно установила за Репиным репутацию первого художника России», другие же видели в ней «не беспристрастное изображение русской действительности, а только изобличение художником взглядов на жизнь».

«Крестный ход» был задуман Репиным, когда после долгой заграничной поездки он гостил в родном городе — Чугуеве Харьковской губернии. С самого детства он был поражён зрелищем местного крестного хода — и детские воспоминания, подкреплённые взрослыми впечатлениями, дали импульс для создания новой картины. Там же в Чугуеве художник написал несколько этюдов с местных крестьян и диакона, как типажей для будущего полотна. Всего же над темой крестного хода художник работал семь лет — с 1876 по 1883 год, сделав несколько её вариантов.

Крестный ход в Курской губернии, который написал Репин, проходил каждый год. На девятую неделю после Пасхи икону Курской Коренной Божией Матери «Знамение» переносили из Знаменского собора в Коренную пустынь, на место её явления в XIII веке, а в августе её возвращали обратно. Участники крестного хода преодолевали порядка 30 километров, и далеко не каждый мог выдержать такую нагрузку.

Всего художник написал более 70 персонажей, чтобы сложить «целостную картину народной жизни». Духовенство, богатые и бедные прихожане, полицейские, нищие — героев Репина можно было встретить в любом уголке пореформенной России, настолько точно и остро были схвачены характеры. По-настоящему религиозный образ проявился в фигуре горбуна, который пытается прорваться к иконе «не по чину», его грубо отталкивает староста. Социальный пафос в картине, несомненно, присутствовал: в самом устройстве крестного хода было заложено неравенство. Чем ближе к чудотворной иконе, тем богаче были прихожане, чем дальше — тем беднее. Богатые оказывались по неписаным законам «ближе к Богу», чем беднота. Подлинное религиозное чувство здесь существует рядом с ханжеством, спесью и напускной религиозностью.

Расписание
20 ноября
Сведения предоставлены организацией МБУ «Музей истории Тетюшского края» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна