Мир через искусство. Иван Шишкин. На севере диком.
В 1890 году Шишкин работал над иллюстрациями к сочинениям М.Ю. Лермонтова по заказу известного и петербургского издателя Петра Петровича Кончаловского. К 50-летию со дня гибели поэта готовилось роскошное юбилейное издание, в работе над которым принимали участие лучшие художники того времени — Врубель, Серов, Васнецов, Поленов. Шишкин выполнил рисунки к двум стихотворениям — «Сосна» («На севере диком…» (1890, ГТГ) и «Отчизна» (1890, «Разливы рек, подобные морям»).
Натуру для рисунка «На севере диком…» художник нашел на берегу Финского залива, в Мери Хови (сейчас Куоккала), под Петербургом. Одинокая сосна, укутанная снегом, замерла на краю утеса в безмолвном сиянии лунной ночи. На тонированной коричневой бумаге с помощью угля и соуса и белил Шишкин виртуозно изобразил величественное зрелище: укутанную пышным покрывалом снега огромную сосну на краю утеса, сверкающий, озаренный мистическим лунным светом снежный покров, сгущающийся к горизонту ночной сумрак облачного, с «лунными» просветами неба.
Вероятно, в процессе работы над рисунками возникла мысль написать картину «На севере диком» (1891, Музей русского искусства, Киев). Романтическим настроением, эффектами лунного света этот пейзаж напоминает работы вечного антипода Шишкина — Архипа Куинджи. Есть сведения, что Куинджи, «кудесник света» и коллега Шишкина по преподаванию в академии, подарил художнику идею для этой картины: добавить у линии горизонта красную точку — огонек вдали. Этот горящий огонек сразу дал картине глубину и пространственность. Есть в этой работе что-то грандиозно-«космическое», словно художник оказался один на один с неразгаданными тайнами бесконечной Вселенной.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.