Мир через искусство. И.Репин. Крестный ход в Курской губернии.
«Русь во всём её величии и во всём её будничном безобразии» — так метко охарактеризовал картину Владимир Стасов. Процессия крестного хода на репинском полотне стала метафорой судьбы России, исторического пути целого народа. Как и большинство работ Репина, «Крестный ход» вызвал неоднозначную реакцию современников. Игорь Грабарь писал, что картина «окончательно установила за Репиным репутацию первого художника России», другие же видели в ней «не беспристрастное изображение русской действительности, а только изобличение художником взглядов на жизнь».
«Крестный ход» был задуман Репиным, когда после долгой заграничной поездки он гостил в родном городе — Чугуеве Харьковской губернии. С самого детства он был поражён зрелищем местного крестного хода — и детские воспоминания, подкреплённые взрослыми впечатлениями, дали импульс для создания новой картины. Там же в Чугуеве художник написал несколько этюдов с местных крестьян и диакона, как типажей для будущего полотна. Всего же над темой крестного хода художник работал семь лет — с 1876 по 1883 год, сделав несколько её вариантов.
Крестный ход в Курской губернии, который написал Репин, проходил каждый год. На девятую неделю после Пасхи икону Курской Коренной Божией Матери «Знамение» переносили из Знаменского собора в Коренную пустынь, на место её явления в XIII веке, а в августе её возвращали обратно. Участники крестного хода преодолевали порядка 30 километров, и далеко не каждый мог выдержать такую нагрузку.
Всего художник написал более 70 персонажей, чтобы сложить «целостную картину народной жизни». Духовенство, богатые и бедные прихожане, полицейские, нищие — героев Репина можно было встретить в любом уголке пореформенной России, настолько точно и остро были схвачены характеры. По-настоящему религиозный образ проявился в фигуре горбуна, который пытается прорваться к иконе «не по чину», его грубо отталкивает староста. Социальный пафос в картине, несомненно, присутствовал: в самом устройстве крестного хода было заложено неравенство. Чем ближе к чудотворной иконе, тем богаче были прихожане, чем дальше — тем беднее. Богатые оказывались по неписаным законам «ближе к Богу», чем беднота. Подлинное религиозное чувство здесь существует рядом с ханжеством, спесью и напускной религиозностью.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.