Мир через искусство. И.Репин. Царевна Софья.

С 13 ноября по 31 декабря 2024
6+
Бесплатно

В своей первой исторической картине Репин изобразил один из самых драматических сюжетов русской истории — момент, когда сестра Петра I, царевна Софья, поднявшая мятеж против своего брата, оказалась заключённой в монастыре.

Репин увлёкся русской стариной, поселившись в 1877 году в Москве. Вместе с товарищами-художниками Василием Суриковым, Виктором Васнецовым и Василием Поленовым он гулял по московским улочкам, посещал Кремль и монастыри, в одном из которых — Новодевичьем — его внимание привлёк портрет царевны Софьи.

Софья правила страной в течение нескольких лет, пока молодой Пётр не взошёл на престол. Царевна осталась в истории одной «из великих женщин, произведённых Россиею», как писал о ней Карамзин. В 1698 году стрельцы подняли восстание, чтобы возвести царевну на престол. По приказу царя Петра мятежники были казнены, а Софью насильно постригли в монахини. Она провела в монастыре шесть лет, там же в 1704 году и умерла.

Репин изобразил Софью в момент наивысшего потрясения, на её лице читается ярость, гнев и одновременно бессилие. Царевна стоит в келье, а в её окне виднеется силуэт повешенного стрельца. «Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории», — писал Репин Крамскому. В её чертах можно найти сходство с Петром, и это ощущение двойничества делает её фигуру ещё более трагичной.

В поиске образа мятежной царевны Репин написал несколько портретов: композитора Валентины Семёновны Серовой, писательницы Елены Ивановны Бларамберг-Апрелевой, — а также скопировал портрет Софьи в Новодевичьем монастыре. Репин, как художник чрезвычайно чувствительный к общественным переменам, интересовался меняющейся ролью женщины в обществе. Неудивительно, что он выбрал в модели женщин прогрессивных взглядов. Валентина Серова даже принадлежала к кругу нигилисток, которые восхищались идеями Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Кроме того, в конце 1870-х начинают идти процессы над народниками, в рядах которых были и женщины. Репина, несомненно, интересовала психология бунтарки, нигилистки, женщины нового времени, которая желает равных прав с мужчинами.

Расписание
20 ноября
Сведения предоставлены организацией МБУ «Музей истории Тетюшского края» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна