Лекция «Памятники русской архитектуры. Церковь Спаса на Нередице»
В ноябре на отделении изобразительного искусства ДШИ№2 пройдет лекция по истории изобразительного искусства «Памятники русской архитектуры. Церковь Спаса на Нередице». Лекцию проведет преподаватель Декина Х.В.
Церковь Спаса на Нередице расположена к юго-востоку от Новгорода на невысоком холме в некотором отдалении от реки Волхов. К западу от храма — Рюриково городище, бывшее в древности княжеской резиденцией. Каменный храм возведен, по свидетельству летописей, новгородским князем Ярославом Владимировичем в 1198 году. Считается, что строительство храма связано с памятью о его умерших сыновьях — Изяславе и Ростиславе. Церковь, поставленная всего за 3-4 месяца, вероятнее всего была задумана как усыпальница семьи Ярослава Владимировича: об этом свидетельствуют большие ниши-аркосолии в стенах, обычно использовавшиеся для погребений.
Архитектурные формы памятника традиционны для второй половины XII века: средних размеров, с одной главой, с тремя алтарными выступами- апсидами. Фасады церкви имеют трехчастное членение лопатками на прясла. Окна в соответствии с традицией того времени располагаются пирамидально. Верхняя часть барабана украшена традиционным новгородским аркатурным фризом, который по нижнему краю декорирован поребриком. На хоры в западной части храма ведет лестница, расположенная в стене. Наружная декорация стен была предельно скромной.
Особенностью интерьера храма являются аркосольные ниши полукруглой формы, расположенные в нижней части стен в алтарной части и в западном пространстве под хорами. Это погребальные нишы, в храме их шесть.
В 1199 году собор был расписан фресками. Росписи, получившие широкую известность еще в середине XIX века, отличались высоким качеством и хорошей сохранностью. Росписи покрывали все стены, столбы, своды, арки и купол церкви, размещаясь в девять ярусов. Ансамбль фресок сохранялся в полном объёме практически без поновлений, вплоть до начала Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны храм находился на линии огня и в октябре–ноябре 1941 года был разрушен. В 1956–1958 годах церковь Спаса на Нередице была восстановлена.
После разрушений военного периода на стенах уцелело лишь около 15% композиций, больше всего в восточной части памятника. В центральной апсиде сохранились изображения святого Петра Александрийского и пророка Илии, питаемого вороном, части фигур святительского пояса и полуфигур святых в медальонах. В откосах окон и в нишах стен сохранились орнаментальные изображения. Нижние части стен и столбов расписаны диагональными и волнообразными полосами — полилитиями, имитировавшими мраморную облицовку византийских церквей. Помимо монументальной живописи XII века, до нашего времени дошли многочисленные граффити — процарапанные на стенах надписи и изображения.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.