В России первый "Реквием", написанный на канонический латинский текст появился в конце 18века. Он принадлежит композитору Осипу Антоновичу Козловскому (1758- 27февраля1831 г.в Санкт-Петербурге).
В советской музыке название "Реквием" приобрел новое значение.Если раньше Реквием-это была заупокойная католическая месса по умершим, то с середины 30-х годов стали появляться реквиемы с русским текстом не религиозного характера, посвященные памяти народных героев. Это "Реквием"посвященный памяти Кирова композитора М.Юдина, затем в1946 году Реквием памяти павших-героев Ю.Левитана.
Ярким представителем, который продолжил традицию советского не религиозного реквиема является Дмитрий Борисович Кабалевский.
В конце 1963 г. Кабалевский завершил грандиозную по замыслу и содержанию патриотиотическую ораторию на слова Роберта Рождественского-"Реквием",
который является настоящим музыкальным памятником тем, кто отдал свои жизни во время Великой Отечественной войны во имя счастья будущих поколений.
"Реквием" Кабалевского — это монументальное оркестрово-хоровое произведение для симфонического оркестра, солистов-вокалистов: меццо-сопрано и баритона, а также двух хоров: смешанного четырехголосного и детского. Композиция состоит из 10 частей, имеющих программные заголовки:
1.Вступление — "Помните",
2."Вечная слава",
3."Родина",
4."Я не умру",
5."Поступь дивизий",
6."Черный камень",
7."Сердце матери",
8."Грядущее",
9."Наши дети",
10."Слушайте".
Война — это ужасная трагедия, которую наш народ испытал в полной мере. Это украденное детство и миллионы искалеченных и прерванных судеб.
Однако помимо увековечения памяти героев, защитивших мир от фашистской чумы.у данного грандиозного ораториального творения, наполненного душевным накалом и пронзительностью, есть еще одно важное предназначение. Основная идея "Реквиема" — призыв к живым быть достойными подвига павших, помнить о жертвах, бороться за жизнь на земле.
Реквием начинается вступлением "ПОМНИТЕ!", для которого композитор выбрал довольно мрачную минорную тональность.
Композицию открывает тихое звучание засурдиненных низких струнных, сразу на их фоне со словами "Помните!" на пианиссимо встапает хор. Далее звучание оркестра заметно усиливается, после которой вступают солисты — вокалисты. Они обращаются ко всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению передавать память о погибших героях, защищавших мир ценой огромных человеческих жертв.
Вторая часть — "Вечная слава". "Вечная слава героям!" — этот возглас, настойчиво звучащий у хора, мощными, но трагическими аккордами поддерживается оркестром.
Далее солистка со скорбью спрашивает: "Зачем мертвым слава?".
Ответ на этот вопрос является главной мыслью всего произведения и звучит так:
"Это нужно не мертвым! Это надо — живым!".
Смысл данных слов заключается в том, что люди во все времена должны помнить и прославлять имена тех, кто не жалел своих жизней, погибая на поле битвы во имя счастливого будущего.
Третья часть — "Родина". Исполняется смешанным хором. Этот номер погружает в размышления о том, что:
"Разве для смерти рождаются дети- Родина?"
"Разве погибнуть ты им завещала-Родина?"
"Жизнь обещала, любить обещала-Родина!"
"Разве хотела смерти им –Родина?"
"Тихо позвала на помощь-Родина!"
В теме "Родина"звучит мотив, что у человека одна Родина и если на нее нагрянула беда, то каждый гражданин должен встать на защиту любимой и дорогой его сердцу Отчизны.должен быть в единстве со своей Родиной:
"Горе твое — это наше горе, Родина.
Правда твоя — это наша правда, Родина.
Слава твоя — это наша слава, Родина."
Четвертая часть — "Я не умру." Исполнители: солист — баритон и смешанный хор.Начальная тональность минорная, так как
начинается с тоскливых раздумий солдата.которые одолевают его накануне предстоящего боя. Боец размышляет о том, что жизнь прекрасна, но она может оборваться в любую минуту, а ведь прожито так мало.
Эту печальную песню подхватывает и поддерживает хор. Впрочем, вскоре характер музыкального материала заметно преображается. Печальные интонации меняются на пафосно героические.Это перерождается душевное состояние бойца: Отчизне нужны его мужество и сила, а не слабость.
Воин понимает, что должен выполнить свой долг перед Родиной и просит у сил судьбы быть стойким и гордым перед лицом смерти. При этом солдата не покидает надежда, что все же успеет допеть до конца песню своей жизни.
Пятая часть — "Поступь дивизий". Маршем звучит "Поступь дивизий"и хоровое пение ему вторит:
Это полная драматического накала композиция звучит как мощный воинственный марш, ведь она отображает картину битвы и является кульминацией первой части:
"…и слышалась поступь дивизий,
великая поступь дивизий,
железная поступь дивизий,
точная поступь солдат."
В данном эпизоде все окрашено в багровые тона: знамя, звезды и окровавленный закат. Далее ранее суровая и сосредоточенная музыка просветляется и, наполненная отчаянной решительностью, становится уместным фоном к словам, утверждающим идею победы:
" Войну мы должны сокрушить."
Шестая часть — "Черный камень". На могилах павших устанавливают надгробные черные камни. Эти камни как напоминание о жертвах войны, о безымянных солдатах, которые погибли на поле боя, спят вечным сном под могильными помятниками. Данный номер "Реквиема", пропитан скорбным настроением. Он начинается с коротких, прерываемых паузами, восьмых нот, весьма напоминающих капающие человеческие слезы.
Седьмая часть — "Сердце матери". Война принесла много горя, сердца матерей скорбят по невернувшимся сыновьям.Исполнители: солистка — меццо — сопрано и смешанный хор.
В этом эпизоде, созданном в виде народного плача — причитания, безутешная в своем бесконечном горе мать, потерявшая на войне сына, хочет найти дороженьку к его могиле, чтобы там оплакать дорогое дитя:
"Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки — только сына милого".
Восьмая чисть– "Грядущее".
Слишком много горя и страданий принесла война человечеству, заплатившему
чрезмерно большую цену, чтобы на Земле вновь наступил мир.
Миллионы жизней были отданы за светлое будущее, в котором не будет несчастий и бед, небо над головами людей ясным, а дети, храня славу своих отцов, всегда будут смеяться звонким смехом. Именно это является главной темой "Реквиема".
Когда ты грядущее, скоро ли?
В ответ на какую боль?
Ты видишь, самые гордые вышли на встречу с тобой!
На несколько жизней, на тысячи жизней, хватило наших страданий!
На несколько жизней, на тысячи жизней, хватило бы нашего горя!
На сто миллионов жизней, хватило бы наших сил, нашей веры, -Грядущее!
В нашем Грядущем, не будет войны, не будет страха!
В нашем Грядущем, не будет страданий, не будет нищеты!
Небо над нами будет огромным и ясным!
В нашем Грядущем, дети отучатся плакать и будут смеяться!
Звонко, звонко смеяться!
Девятая часть — "Наши дети". Исполняет детский хор, тональный план разнообразен. В "Реквиеме" тема светлого будущего связана с образами детей.
Жизнь идет вперед и дальнейшую эстафету принимает юное поколение.
При этом дети дают торжественную клятву павшим героям, что дело своих отцов, отдавших жизни в борьбе с фашизмом во имя счастливого будущего, они доведут до конца.
Хор "Наши дети" — один из самых ярких и вдохновенных эпизодов оратории, полный оптимизма и солнечного света.
Десятая часть — "Слушайте". Смешанный хор исполняет самый трагический номер данного драматического произведения. По характеру этот траурный хорал напоминает скорбную песню, которая обычно звучит во время похоронной процессии. Все это подводит к тому, что на первый план произведения вновь выходят образы погибших воинов. Погибшие на полях сражений, обращаясь к живым, жалуются, что забыли, как шумят деревья, как пахнут цветы, как поют птицы, как плывут по небу облака.
"Реквием" Кабалевского — произведение большой гражданской и художественной силы. Патриотический пафос, ненависть к врагам мира, призыв к людям:
"Убейте войну, прокляните войну!" — все это было горячо принято слушателями, ибо каждому близки и дороги образы, воспетые композитором.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.