Выставка ко Всероссийскому дню трезвости
В России сложилась сильная традиция качественной карикатурной графики. В
Татарстане особое место в этой области занимает юмористический журнал
«Чаян». Острое жало «Чаяна» (пер. с тат. — скорпион) не оставляло без
внимания ни одной актуальной социальной проблемы, к которой можно было
привлечь внимание людей через смех. Это издание появилось еще в далеком
1923 году, выходя на татарском языке и высмеивая тогда разные бытовые
темы, касавшиеся религиозных предрассудков, спекулянтов, кулаков, невежд
и лентяев. К сожалению, когда началась Великая отечественная война, то
«Чаян» был вынужденно закрыт. В 1951 году состоялось второе рождение
журнала. Среди художников, работавших тогда в издании, были многие
великие графики республики — Иосиф Ефимович Бобровицкий (1904-1980),
Эрнст Брунович Гельмс (1912-1992), Павел Тихонович Новичков (1900-1968),
Джагфар Гизатович Булат (1903-1981), Хабир Шайхуллович Ахметзянов
(г.р.1927) и др. Вскоре, к изданию начали присоединиться и молодые
графики нового поколения — Эрнст Нурмухаметович Дышаев (г.р. 1938),
Ильдар Каюмович Ахмадеев (1935-2011), Леонид Халитович Насыров (г.р.
1943), Юрий Александрович Денисов (г.р. 1943). В 1970-е годы наступает
очередной период расцвета Чаяна, в нем печатаются особенно разнообразные
по стилю и актуальные по содержанию карикатуры. Главными темами, кроме
международной политики, становятся всегда насущные бытовые сюжеты.
Параллельно
с развитием искусства карикатуры в СССР шли стремительные социальные
изменения, которые художники не оставляли без внимания. Проблема
злоупотребления алкогольными напитками остро стояла в обществе и в 1958
году ЦК КПСС подписало постановление «Об усилении борьбы с пьянством и о
наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». В кино и
печати активно высмеивались люди, злоупотребляющие алкоголем и
попадающие от этого в комические и глупые ситуации. Так, например, в
карикатуре Вадима Алексеевича Малякина «Пей до дна» (1968) видно, как
компания людей выпивала в лодке, что привело к неудачным последствиям и
афоризм превратился в буквальную реальность. Художники также обличали,
как алкоголь мешает выполнять свой долг чиновникам, что отражено в
карикатуре Зуфара Назиповича Хусаинова «Через розовые очки» (1965) и
Павла Никитича Григорьева «Ограбили Ревизора» (1963).
Новый этап
антиалкогольной кампании в СССР начался в 1972 году. Поскольку были
введены меры ограничения продажи спиртных напитков и повышены цены, то
возникла проблема употребления населением некачественного дешевого
спирта и самогона. Это отлично передано в работе Ивана Салиховича
Хантемирова «Вась, это мы чего с тобой хлебнули-то» (1977), где показаны
двое рабочих, от которых осталась только одежда, поскольку напитки
непонятного происхождения могут приводить к самым неожиданным негативным
последствиям. В непосредственной и легкой манере художникам удалось
высмеять достаточно серьезные проблемы, подчеркнуть опасность алкоголя в
доступном каждому формате. В карикатуре Эрнста Нурмухаметовича Дышаева
«Скоро будет много металлолома!» (1970-е) через черный юмор показано,
что в пьяном виде за рулем, в лучшем случае, вы можете только
увеличивать количество металлолома.
Всероссийский день трезвости,
который отмечается 11 сентября, является поводом напомнить себе и
окружающим о важности здорового образа жизни. Одним из лучших способов
обратить внимание на пороки общества испокон веков являлась сатира,
которая позволяет увидеть, насколько глупым выставляет себя человек, не
зная меры.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.