От урока музыки к школьной хоровой студии

Событие завершилось
12+

Один урок музыки в неделю не позволяет в полном объеме решать проблемы музыкального воспитания и развития детей, поэтому недостаток времени приходится компенсировать внеклассной работой. Мною создан комплекс классной и внеклассной работы, который я считаю одним из основных своих педагогических достижений. Образцовый детский художественный коллектив, школьная хоровая студия «Радуга» существует уже 30 лет. Школьная хоровая студия-это особенный коллектив и по составу и по учебному плану, и количеству учебных часов; по принципам работы она также сильно отличается от обычных детских хоровых студий, как профессиональный детский хор отличается от школьного хора.

По сути, моя школьная студия — это система разновозрастных хоровых коллективов (подготовительный хор с 6-7 лет; младший хор с 7-8 лет; средний хор с 9-11 и концертный хор 12-17 лет). Кроме хора все дети занимаются сольфеджио в подготовительном, младшем и среднем хоре и хоровым сольфеджио в концертном хоре — все по одному часу в неделю, группы по 12-16 человек. Все хоры работают по одному часу два раза в неделю, концертный — два раза по три академических часа. Дети постепенно, по мере подготовленности, переводятся из хора в хор. Два раза в год мы проводим итоговые зачеты, экзамены в самой разнообразной форме, выдаем затем специальные табеля. В студии существует детское самоуправление, проводятся свои студийные праздники, сохраняются многолетние традиции. Школьная хоровая студия — сложный, большой организм (около 200-220 детей, примерно одна третья часть учащихся школы, т. к. школа у нас небольшая), в которой занимаются только дети школы № 392. Студия тесно взаимодействует со всем сложным механизмом работы школы, ее работа органично вписывается в стиль, формы работы школы.

Школьная хоровая студия «Радуга», несомненно, является центром музыкальной жизни школы: мы воспитываем не только детей, поющих в хоре, но и их одноклассников, посещающих с интересом наши концерты, и даже наших родителей, которые привыкли на концертах разных коллективов студии слушать достаточно сложный репертуар. Мне не раз приходилось слышать слова благодарности от родителей за возможность на наших концертах приобщиться к классической музыке.

Основу репертуара студии составляет классическая музыка как русская, так и западноевропейская, народные песни, в основном русские и произведения современных композиторов (особенно в младших коллективах).

Школьный хор как и классный хор — совершенно особенный коллектив. Мы принимаем в студию всех желающих и «гудошников» в том числе. С «гудошниками» работаем индивидуально, или ансамблями по два-три человека дополнительно, т. о. большую часть «гудошников» удается распеть. Контингент наших студийцев очень сложен no-составу, кто-то неплохо интонирует, но не обладает вокальными данными, кто-то наоборот, а кто-то не может точно воспроизвести ни одной фразы. Я считаю, что заниматься нужно со всеми, ведь в школьный хор приходят дети, которые любят музыку и хотят в процессе обучения пения приобщиться к ней, а я не имею права лишать их такой возможности. Конечно, при подобном подходе несколько страдает технология: меня часто ругали за «лишних детей» в хоре, советовали их убрать, дабы хор пел чище и стройнее, но для меня всегда важнее был ребенок, его чувства, его личность, хотя я всегда стремилась к тому, чтобы хор звучал чисто и стройно!

В процессе работы я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к музыкальному развитию личности ребенка. Классная и внеклассная работа должна быть подчинена одной цели, одному направлению, сконцентрированы в одних руках или в руках группы единомышленников.

Обеспечивая тесную взаимосвязь в работе комплекса классной и внеклассной работы, я никогда не дублирую репертуар, но зато формирую единое качество певческого звука, систему вокальных и хоровых навыков, использую единые принципы певческого воспитания, реализую единую систему методов обучения.

Считаю, что подчинение всего потока музыкального воздействия на детей внутри школы одной «методе» создает возможность целостного и комплексного музыкального воспитания личности. Классная и внеклассная работа должны быть тесно взаимосвязаны, хотя, конечно, существуют специфические формы и методы певческой работы на уроке, в хоре и на факультативных занятиях.

В каждом классе есть группа детей, занимающихся в хоре, т. к. они обладают более прочными и глубокими навыками хорового музицирования и более высокой степенью развития музыкальных способностей, то они образуют «ядро», вокруг которого формируется «классный хор». В старших классах некоторые студийцы уже сами создают небольшие ансамбли, самостоятельно готовят праздники, вечера.

Что же, кроме пения, я использую в хоровой работе? Прежде всего, это импровизация — ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические многоголосные упражнения, в том числе и с применением простейших музыкальных инструментов; освоение детьми элементарных приемов дирижирования: так называемое свободное дирижирование; изучение музыкальной грамоты в необходимом объеме в строгом соответствии с возрастом детей; различные развивающие музыкальные игры. Фундаментом всей работы по музыкальной грамоте является относительная сольмизация, которой я занимаюсь много лет. Систематическая работа в рамках системы относительной сольмизации, предполагающая элементарные, деятельностные и игровые формы знакомства с музыкальной грамотой, дает хороший развивающий эффект, а впоследствии позволяет без сложностей освоить и абсолютную нотацию.

Итак, мои «три кита» — деятельностный подход к музыкальному воспитанию; единая направленность, системный и комплексный характер музыкального воздействия на личность ребенка в системе классной и внеклассной работы; демократичность (я занимаюсь со всеми детьми на уроках и со всеми теми, кто хочет со мной музицировать после уроков, независимо от уровня развития их музыкальных способностей).

Девиз моей работы с детьми — «Радость общения с музыкой». Радость познания и радость труда, радость концерта и радость преодоления очередной ступеньки на пути к замечательному слову «получилось!». Мы идем медленно, но зато моя педагогическая совесть чиста: я, как могу, стараюсь помочь каждому ребенку, даже если он сегодня поет всего два звука.

Школьная хоровая студия позволяет расширить рамки урока, приобщить детей к серьезным произведениям классической музыки, воспитывать умение выражать в процессе исполнения содержание и смысл исполняемого сочинения, выражать это в качестве и характере звука, стилистике вокального звучания — это глубинный внутренний процесс, требующий очень серьезной работы.

В школьной хоровой студии только концертный хор исполняет многоголосные сочинения на концертах. В младшем и среднем хорах идет подготовительная работа к пению на два голоса; мы исполняем подголоски, каноны, но основная работа одноголосная. Для меня определяющим является певческое развитие детей, формирование у них правильных и устойчивых вокальных навыков, навыков пения в хоре. Одноголосное пение — прекрасная школа для воспитания хора, умения слушать себя и других в хоре, выстраивать интонацию, петь в ансамбле (вокальном, метроритмическом, орфоэпическом, динамическом), петь по руке дирижера, уметь филировать звук. Многоголосие требует очень сложной технической работы, и лучше, на мой взгляд, когда эта технология ложится на уже выработанные, устойчивые вокальные и хоровые навыки, приобретенные в процессе унисонного пения. Унисон дает возможность среднему хору (9-11 лет) обращаться к сложному и высокохудожественному музыкальному материалу, расширяет исполнительские возможности коллектива. Дети исполняют такие произведения как «Легенда», «Цветок» П. Чайковского, «Форель», «Куда» и «Ave Maria» Ф. Шуберта, «Сорока-белобока» М. Мусоргского, «Спящая княжна» А. Бородина, «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова, вокальные произведения И.С. Баха, В. Моцарта, И. Гайдна, Л. Бетховена, Р. Шумана.

Все хоровые коллективы студии каждый год значительно обновляются по составу. Пожалуй, самым стабильным является концертный хор, который обычно обновляется на четверть или на треть, зато оставшиеся составляют ядро, вокруг которого в течение учебного года мы успеваем воспитывать смену, достаточно уверенно владеющую навыками пения в трех четырехголосном хоре.

В репертуаре хора есть константная часть это — яркие, интересные, любимые детьми и нашей публикой, самые полезные с точки зрения художественной и дидактической музыкальные произведения, к которым мы возвращаемся из года в год. Эти произведения — своеобразная школа, которую должен пройти каждый ребенок, поющий в концертном хоре. Такова кантата Д. Перголези «Stabat Mater», которую в разном объеме коллектив исполняет больше 20 лет. Трудно найти другое произведение столь активно формирующее качество и стилистику вокального и хорового звучания, столь совершенное и глубоко волнующее, раскрывающее, пожалуй, самые важные нравственные проблемы бытия — жизни и смерти, любви и ненависти.

Так как состав студии постоянно обновляется, то к концертной форме хоры подходят не раньше декабря. Мы выступаем немного, но зато тщательно готовим каждое, даже самое небольшое выступление. Сцена — это большая ответственность, большое испытание, а детский хор не имеет права на неудачу, иначе юные исполнители потеряют веру в свои силы, в смысл своей работы, и в результате могут уйти из хора. Зато какую радость, счастье приносят удачные концерты, какое возникает удивительное чувство единения внутри коллектива и между дирижером и детьми. Ради этих минут счастья и радости стоит помучаться со сложным контингентом, стоит вложить все свои силы в работу, чтобы испытать муки и счастье творчества.

 

Прием в хор

Прежде чем кратко охарактеризовать задачи, стоящие перед каждым возрастным хоровым коллективом, я хочу подробно остановиться на одном из важнейших вопросов: прослушивание ребенка при приеме в хор.

Прием в хор проходит в конце учебного года для всех учеников школы, желающих поступить в различные возрастные коллективы. В основном это дети 8-9 лет. Первоклассников принимаем в конце августа — начале сентября с прослушиванием во время медицинского осмотра. Обязательно прослушиваю индивидуально всех без исключения детей, поступивших в первый класс школы. Это необходимо, прежде всего, учителю музыки. Таким образом уже перед началом занятий можно представить себе в целом уровень музыкального развития детей, отметить некоторые особенности поведения и характера каждого ребенка, уровень интеллектуального развития, степень эмоциональной отзывчивости на музыку. На родительском собрании, которое проходит в самом конце августа и в конце первой недели обучения в школе, излагаю цели музыкального воспитания, обосновываю его необходимость и приглашаю детей поступить в хор. От желающих принимаются заявления, и это не пустая формальность: родители и дети с самого начала должны серьезно относиться ко всему, что связано с хором. Заявлений бывает много, а еще больше вопросов о результате прослушивания. Здесь приходится быть очень осторожной: одно неточное слово может решить судьбу ребенка. Опыт показывает, что не стоит полностью раскрывать картину прослушивания, так как первое прослушивание не всегда позволяет реально и объективно оценить возможности ребенка. Можно сказать родителям: «Ваш ребенок хорошо подготовлен, а вашему — надо поучиться, и потом мы снова поговорим». С родителями необходимо работать очень серьезно. Не реже двух раз в год проводятся родительские собрания в каждом возрастном коллективе, где мы не только обсуждаем наши успехи и неудачи, но и решаем, как организовать интересные дела для детей, например культпоходы, поездки, праздники для малышей, обсуждаем концерты и т. д. Без родителей, без родительского комитета невозможно представить себе работу с такой массой детей, а главное, без контакта с родителями нет реальной возможности для успешности этой работы. И не случайно к нам на концерты ходят не только мои выпускники, но и их родители, что всегда доставляет огромную радость.

Как же происходит прослушивание? Приглашаются в класс сразу несколько человек. Один отвечает, другие слушают, затем на место прослушанного приходит следующий. Обстановка спокойная, доброжела-тельная. Главное — установить контакт с ребенком, вызвать у него чувство доверия, симпатии, показать, как интересно то, чем он будет в этом кабинете заниматься, выяснить отношение ребенка к музыке, к пению, дать возможность поверить в свои силы. Надо непременно похвалить, приободрить ребенка. Если у малыша сразу не получится (а это может быть из-за неразвитости музыкальных способностей, из-за непонимания поставленной перед ним задачи, из-за неподготовленности, сложностей характера, проблем общения), то предлагаю ему посидеть и послушать других детей. Если и при повторной попытке не получается, то не настаиваю и такого ребенка прослушиваю еще раз в сентябре, в процессе работы.

К началу прослушивания должны быть заготовлены списки детей по классам — специальная тетрадь, где отмечаются результаты прослушивания и куда впоследствии вносится информация о динамике музыкального развития ребенка. Форма записи итогов прослушивания такова:

 

Фамилия, имяКлассИнтонацияМетро-ритмическое чувствоПамятьЭмоциональность, музыкальностьДиапазонКачество Певческого голосаЛичностные особенностиИванова Катя1А544 Запоминает только очень короткие фразыМало эмоцио-нальна, скованнаd1-c2Легкий, звонкий, слабыйНеобщи- тельная, но упорная, внима-тельнаяПетров Саша1А3 Почти «гудошник»43Не музыкаленh-e1Низкий, хриплый, сильный сипИзлишне раскован

 

Представленная таблица позволяет составить самое общее представление о музыкальности ребенка, как комплексе его музыкальных способностей. В дальнейшем необходимо расширить таблицу, вводя в нее ладовое чувство, чувство формы, тембровый, динамический слух и т. д.

    Естественно, что оценки эти весьма приблизительны, иногда не все графы заполняются, отмечается лишь то, что бросается в глаза, остальное дополняется в процессе работы.

Что и как проверяется? Прошу спеть любую песенку, один-два куплета; песенку надо выбрать заранее. Однако для многих детей это задание оказывается сложным — они не помнят ни одной песенки. Поэтому всегда подготавливаю к прослушиванию несколько детских «шлягеров» и песенок из репертуара детского сада, чтобы предложить ребятам исполнить какую-нибудь из них в случае затруднения с выбором. Прошу спеть а’сарреllа и не мешаю ребенку.

Подготовленные и развитые дети легко справляются с этим заданием. Здесь сразу проверяются интонация, умение удержаться в тональности, память, качество певческого голоса, его диапазон, а часто и музыкальная атмосфера, в которой растет ребенок (это видно по репертуару, которым он владеет).

Если при исполнении были ошибки, при повторном исполнении помогаю голосом, реже — инструментом. Многим детям с помощью учителя петь легче, они поют уверенно, точно — это означает, что они не очень хорошо подготовлены, но обучить их можно сравнительно быстро. Часто ребята исполняют песни не в своем диапазоне и «не своим» голосом, подражая модным певцам и ансамблям. В таком случае задача учителя найти настоящий голос ребенка, показать ему красоту его голоса, настоящего певческого звучания, идя путем имитации пения преподавателя.

Второе задание — игра в эхо. Ребенок повторяет а’сарреllа в разных тональностях простейшие интонации-попевки за учителем.

Учитель исполняет попевки вначале в примарной зоне звучания детского голоса от ми-фа первой октавы до ля — си первой октавы, затем, по мере повторения ребенком предложенных мною интонаций-попевок, ищет зону примарного звучания, определяет диапазон.

В основе предлагаемых детям попевок лежат элементарные звукоподражательные бытовые интонации («ку-ку», «баю-баю», «а-у» и т. п.), поэтому все они обязательно исполняются с текстом с изменением различных эмоциональных состояний, что позволяет выявить индивидуальную степень эмоциональной отзывчивости на музыку.

Этот этап прослушивания проходит в форме игры. Более подготовленным детям предлагается повторить бóльшую фразу, иногда даже предложение, повторяя его два-три раза, если это необходимо ребенку.

Третье задание — проверка ритмического чувства — происходит также в форме игры в эхо. Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за учителем. (Детям с нарушениями координации легче простучать, поэтому выбор способа повторения ритмических формул надо оставить за ребенком.) Вначале это простейшая двухтактовая. фраза в размере 2/4, например:

  

Такие фразы повторяют почти все дети без ошибок, затем ритм усложняется, но размер не меняется, например:

  

и т. д., затем вводятся шестнадцатые длительности:

 

нотный пример

 

Далее можно дать две фразы в предложенном объеме сложности, например:

 

 

Затем предлагаются примерю в размере 3/4:

  

Ритм постепенно усложняется. Самое сложное — синкопа. Ее могут выполнить без подготовки очень немногие дети. Кстати, путь, который я предложила сейчас для проверки ритмического чувства у детей, очень кратко и конспективно воспроизводит последовательность изучения ритма и метра в течение трех лет обучения на уроках музыки и во внеклассной работе, но это тема для отдельного разговора, здесь главное — быть последовательным и не торопиться. Вернемся к прослушиванию.

Четвертое задание — пластическая импровизация. Исполняются законченные фрагменты музыкальных произведений разного характера, которые неожиданно для ребенка сменяют друг друга. Например, «Полька» и «Вальс» П. Чайковского из цикла «Детский альбом», «Вальс» А. Грибоедова, «Марш» Ш. Гуно из оперы «Фауст» или «Вальс» № 7 cis-moll Ф. Шопена, «Итальянскую польку» С. Рахманинова, «Марш» из оперы «Аида» Дж. Верди. Ребенку предлагается сделать любые движения, которые, по его мнению, подходят к звучащей музыке, и менять их, если музыка изменится.

Движения произвольны, зато музыкальность ученика его ощущение ритма, фразы, степень координированости звуковысотных и кинестетических анализаторов в коре головного мозга, понимание им эмоции, заложенной в музыке, видны наглядно. В дальнейшем на различных музыкальных занятиях я продолжаю эту работу, закрепляя таким образом в активном движении особенности основных музыкальных жанров. Если во время прослушивания ребенок скован и нервничает, то это задание можно не давать, заменить его просьбой изобразить страшного волка, хитрую лису и т. п. или выразительно прочесть стихи. Подобная замена также позволит составить некоторое представление об эмоциональности ученика. Можно предложить ему просто помаршировать, попрыгать, потанцевать под музыку.

В ходе прослушивания необходимо познакомиться с учащимся, спросить его о семье, о том, что он умеет и любит делать, кочет ли учиться в школе, много ли у него друзей, умеет ли читать и т. д. Разговор с каждым будет индивидуальный, здесь нет и не может быть схемы. Но учителю необходимо составить хотя бы общее, приблизительное представление о ребенке, а кроме того, понравиться ему. Прослушивание — прежде всего общение с ребенком, которое во многом определяет наши с ним последующие отношения, его отношение к предмету, а иногда и к музыке. Многие мои ученики, заканчивая школу, рассказывали мне, что день прослушивания запомнился им на всю жизнь.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна