Дуган «Деважин» вывезен из Тамчинского (Гусиноозерского) дацана и расположен в бурятском забайкальском комплексе Этнографического музея народов Забайкалья. Дуган «Деважин» является образцом культового бурятского зодчества XVIII-XIX вв.
Культовое зодчество бурят связано с распространением ламаизма в Бурятии, который пришел из Монголии в конце XVII века. Первыми помещениями для ламаистского культа были обычные войлочные юрты, которые перевозили с собой. С переходом на оседлую жизнь они были заменены на деревянные здания, строившиеся русскими плотниками.
Тамчинский дацан был основан в 1741 году, а с 1809 года приобрел статус Хамбын Хуреэ, т. е. резиденции Хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром буддизма и буддийской мысли.
В комплексе Тамчинского дацана дуган «Деважин» являлся одним из 17 малых храмов и занимал место в западной части двора, в самом ее углу. Он был построен в 1890-х годах для размещения в нем модели «Рая Сукхавати». В начале 1970-х годов «Деважин» был перевезен в Этнографический музей народов Забайкалья.
В 2023 году была проведена реэкспозиция. Внутри дугана были размещены макет монастырского комплекса Тамчинского дацана, выполненный Центром создания креативных прототипов Восточно-Сибирского государственного института культуры, фото скульптурной композиции «Деважин» из фондов государственного музея истории религий (г. Санкт-Петербург), стендовая выставка по истории архитектуры дацанов Бурятии, выставка деревянных резных деталей Янгажинского дацана, среди которых особый интерес представляет панно «Тунши», выполненное в технике плоскорельефной резьбы, иллюстрирующее индийскую сказку о четырех животных, разумно решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.
Дуган «Деважин» является памятником федерального значения в составе музейного комплекса «Этнографический музей народов Забайкалья».
Для сохранения объекта культурного наследия в музее под открытым небом важно периодически проводить оценку состояния, выполнять реставрацию и консервацию. Это ключевые методы сохранения, которые требуют внимания к деталям и комплексного подхода. Объекты культурного наследия нужно защищать от воздействия окружающей среды и контролировать количество посетителей для предотвращения негативного воздействия. Для их сохранения важно регулярное обслуживание объектов.
Этнографический музей в работе по сохранению культурных объектов сотрудничает с экспертами, реставраторами, историками.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.