От Кремля до ЦУМа. Самые внушительные памятники архитектуры России

Московский Кремль

Московский Кремль — самая крупная крепость на территории Европы. Свой нынешний облик он приобрел еще при Иване III в 1495 году. По инициативе царя в строительстве стен и башен крепости задействовали зодчих со всей Руси. Для возведения оборонительных сооружений пригласили итальянских мастеров. В дальнейшем площадь территории увеличили до 27,5 гектара.
Во времена СССР на вершины Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен установили самоцветные звезды из нержавеющей стали. В центре располагалась двухметровая эмблема серпа и молота, украшенная драгоценными камнями. За два года камни в звездах полностью выцвели, и их заменили на «рубиновые» звезды, подсвечивающиеся мощными лампами.
В 2012 году эксперты впервые оценили примерную стоимость Кремля. Она составила 1,5 триллиона рублей.

Успенский собор во Владимире

В 1158 году князь Андрей Боголюбский решил возвести великий храм и сделать его религиозно-культурным центром всей Руси. Он заложил первый камень в фундамент и выделил на строительство десятую долю своих доходов. Грандиозный замысел воплотили в жизнь западноевропейские зодчие. Храм сложили из известняка, украсили белокаменной резьбой, а своды выполнили из пористого туфа — особо ценного отделочного материала. Входные порталы оковали мастера листами золоченой меди, а пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медными позолоченными плитками. Центр увенчали 33-метровым золоченым куполом.
На воссоздание храма после пожаров и нашествия татаро-монголов Екатерина II выделила немалую по меркам тех лет сумму — 14 тысяч рублей. Но самой масштабной и дорогой стала реставрация 1888–1891 годов под руководством Ивана Карабутова. В результате собор стал более просторным и приобрел пять золоченых куполов. Его стены, своды и колонны живописцы покрыли фресковой росписью. Восхищенные летописцы сравнивали Успенский собор с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Большой Петергофский дворец

Прототипом Петергофского дворца стал Версаль. Идея создания парадной загородной резиденции принадлежала Петру I. Для начавшегося в 1714 году строительства привлекли лучших специалистов Европы. Художественный замысел постройки осуществлял Иоганн Браунштейн — немецкий архитектор на службе императора. Его сменил французский зодчий и мастер садово-парковой архитектуры Жан Батист Леблон. Завершил строительство итальянец Николо Микетти. К тому времени он стал главным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах.
При жизни Петра I Большой дворец Петергофа перестраивался дважды. Во времена правления Елизаветы Петровны итальянский архитектор Бартоломео Франческо Растрелли в 1747–1752 годах перестроил «скромный», по его мнению, дворец в еще более роскошный. От центрального корпуса стали расходиться две одноэтажные галереи. Стиль зрелого барокко подчеркнули трехцветный окрас фасадов с использованием золота и пышность декоративного убранства. Именитые иностранные мастера и художники украсили зал и жилые комнаты дворца тисненой кожей, позолоченной резьбой и голландскими изразцами.

Большой Екатерининский дворец, город Пушкин

Шедевр русского барокко XVIII века служил парадной резиденцией для членов царской семьи. Автором первоначального проекта стал Иоганн Фридрих Браунштейн — немецкий архитектор, состоявший на службе Петра I.
Перепланировкой занимался Бартоломео Растрелли. На все проекты этого архитектора выделяли крупные суммы из царской казны, а для воплощения привлекали лучших зодчих и искусных мастеров. В итоге дворец стал еще выше и еще богаче: добавилось огромное количество пилястр, колонн и скульптур. Стены окрасили в пронзительный лазоревый цвет и украсили резной позолоченной лепниной. На отделку наружных и внутренних украшений дворца затратили «6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота» (около 100 килограммов).

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

Укрепление в дельте реки Невы предназначалось для обороны русских земель от шведов. Закладка форта осуществлялась согласно совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена. Строители возвели шесть бастионов, соединенных куртинами, два равелина и кронверк.
Толщина стен бастионов достигала 20 метров, а высота — 12. Стены выложены из кирпичей шириной 5–6 метров, а между ними — земляная засыпка с толченым кирпичом. Под ограждение крепости забили около 40 000 свай. В 1717–1732 годах укрепление перестроили в камне и сделали под ним подземную галерею для сообщения между фортификационными сооружениями.

Большой Гатчинский дворец

Екатерина II возводила дворец для своего фаворита — графа Орлова. Задумку императрицы воплощал в жизнь придворный итальянский архитектор Антонио Ринальди. После смерти графа царица выкупила Гатчинскую мызу у его наследников и пожаловала своему сыну Павлу I.
Ринальди изначально хотел воспроизвести итальянскую виллу, но башни с подземным ходом, расположенные в густом лесу, выглядели мрачновато. Вторая версия дворца состояла из трех огромных рвов.
Для размещения многочисленной царской свиты пришлось не только переделать и расширить внутренние помещения дворца, но и надстроить два этажа. В дальнейшем здесь тестировались все передовые инновации. В 1809–1811 годах с помощью архитектора Воронихина во дворец провели калориферное отопление. В 1835-м на башне установили сигнальный оптический телеграф. При императоре Александре III провели электричество и телефон. А затем установили специальные подъемники, доставляющие провиант из буфетных кухонь нижнего этажа в жилые комнаты.

Собор Василия Блаженного в Москве

Покровский собор возвели на Красной площади в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы русских воинов над Казанским ханством. Сперва царь приказал ставить вокруг Троицкой церкви деревянные храмы, а затем решил соединить их в один каменный собор. Так появился храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который затем приобрел более известное название — собор Василия Блаженного.
Возведение кирпичного храма велось исключительно в теплое время года. Фундамент, цоколь и элементы декора выполнили из белого камня. Вокруг центральной девятой церкви зодчие поставили восемь приделов, затем перекрыли их сводами и увенчали куполами. Роспись появилась в 1670-е годы. Сегодня в убранстве Покровского собора — фрески XVI века, темперная роспись XVII века, монументальная масляная живопись XVIII–XIX веков и редкие экземпляры русской иконописи.

Главное здание МГУ на Воробьевых горах

Все «сталинские высотки» заложили в один день, 7 сентября 1947 года, в честь празднования 800-летия Москвы. Возведением Университета занималась группа архитекторов под руководством Льва Руднева. Для строительства задействовали все силы страны: каждое министерство получило задание по поставке техники, деталей и рабочей силы.
Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. На возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Шпиль имеет высоту около 50 метров. Венчающая его звезда весит 12 тонн. На одной из боковых башен установлены самые большие в Москве часы диаметром 9 метров. Минутная стрелка весит 39 килограммов, а в длину — 4,1 метра, что вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов.

Павильон «Земледелие» на ВДНХ

Павильон «Земледелие» («Украина») считается самым большим и роскошным на всей территории ВДНХ (ВВЦ). Хрущев отдал распоряжение, чтобы он выглядел как можно внушительнее и богаче. Авторы проекта — архитектор Алексей Таций совместно с Н. Иванченко. Таций стал победителем закрытого конкурса на проект, проведенного Союзом архитекторов Украины.
Павильон создавали из редкого материала — керамических блоков на стальном каркасе, изготовленных в Киеве на заводе «Керамик». Фасад облицевали украинской майоликовой плиткой. На крыше расположили четыре скульптуры украинских девушек и парапеты с рядом колосьев, облицованные смальтой. Входную арку украсили огромным майоликовым венком из злаков, овощей и фруктов, а под ним расположили витраж с изображением Переяславской Рады. Стены большого вводного зала отделали разноцветным мрамором и покрыли росписью на тему «Дружба русского и украинского народов». Площадь залов павильона занимает 1 600 квадратных метров, а высота здания с позолоченным шпилем составляет 42 метра.

Центральный универсальный магазин в Москве

Первый в России крупный универмаг построил русский архитектор Роман Клейн по заказу шотландских предпринимателей. На месте сгоревшего магазина они захотели возвести пожароустойчивое здание из стекла, камня и железобетона. Металлические конструкции спроектировал инженер Владимир Шухов. В универмаге действовали электрические лифты для покупателей. Здесь продавалось до 17 000 наименований товаров, начиная от иголки за две копейки и кончая дамскими меховыми манто.
Первоначально ходило много споров о новаторском строении в центре Москвы, но затем его признали архитектурным шедевром. В 1974 году к старому ЦУМу пристроили новое здание, а в конце 1990-х — начале 2000-х провели масштабную реконструкцию и перестройку магазина.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна