5 находок тюркского времени на Алтае

В VI–VIII веках на Алтае
зародилась культура древних тюрков. Легенды гласят, что в Алтайских горах белая волчица выкормила прародителя тюркского рода Ашина, потомки которого правили тюркскими каганатами несколько веков, покорив огромные территории Евразии.
Древней и средневековой истории тюрков Большого Алтая посвящена коллекция виртуального музея «Большой Алтай — прародина тюрков», созданного в НОЦ «Большой Алтай» Алтайского госуниверситета. В нее входит более 100 экспонатов из десяти музеев России и Казахстана: детальные 3D-модели археологических находок.
Что изображено на валуне-писанице, могло ли зеркало принадлежать тюркской жрице и что символизирует баран-сфинкс? Рассказываем про пять самых известных алтайских находок тюркского времени в новом материале.

Изваяние «Кезер»

Григорий Чорос-Гуркин. Кезер Таш. 1912. Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск
Изваяние тюркского воина «Кезер». 2-я половина XX века. Фотография: Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск
Рисунок изваяния тюркского воина «Кезер». 1898 год. Изображение: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Скульптуру воина ученые обнаружили в конце XIX века. «Кезер» стал самым известным тюркским изваянием Горного Алтая благодаря тому, насколько детально он выполнен. Древний мастер изобразил не только лицо, бороду, одеяние и оружие воина, но и украшения: серьги с подвесками, браслеты, фигурные поясные бляхи.
Подобные изваяния у древних тюрков входили в комплекс поминальных оградок. Исследователи считают, что они могли олицетворять умерших родственников, поэтому скульптурам и старались придавать почти портретное сходство.
Изваяние «Кезер» было установлено в урочище Тётё в Курайской степи. Там его запечатлел в 1912 году алтайский художник Григорий Чорос-Гуркин на картине «Кезер-Таш». В 1970-х годах скульптуру передали в Национальный музей Республики Алтай
, где она хранится и в наши дни, а в самом урочище можно увидеть копию изваяния и реконструкцию поминального комплекса.

Барнаульский баран-сфинкс

Современная модель скульптуры барана VI–X веков н. э. XXI век. Изображение: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Изваяние барана. 2021. Изображение: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Рисунок скульптуры из Хакасии. 1-я треть XVIII века. Изображение: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
У входа в Алтайский краеведческий музей
в Барнауле стоит большой каменный баран весом около тонны. Это изваяние тюркского времени — старейший экспонат, его привезли в город еще в начале XIX века, до открытия музея. Эксперты предполагают, что скульптура входила в поминальный комплекс тюркской знати, однако как именно она попала в Барнаул, ученые не установили. По одной версии, ее привезли из Хакасии, по другой — из Монголии.
Впервые об этом изваянии написал немецкий ботаник и путешественник Карл Ледебур, побывавший в Барнауле в 1826 году. В работе «Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая» он сообщал: «В вестибюле стоял сфинкс, изваянный из камня и покоящийся на обтесанном четырехугольном блоке…»
Баран был одним из ключевых образов тюркской мифологии, он символизировал достаток и богатство. Поэтому крупные фигуры упитанных баранов часто устанавливали в погребениях тюркской знати. Подобные изваяния ученые и путешественники находили на территории Хакасии и Монголии.

Валун-писаница из Кудыргэ

Кудыргэ, курганный могильник. Западная часть памятника. Вид с юга. Фотография: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Прорисовка изображений на Кудыргинском валуне. 1965. Изображение: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Кудыргэ, курганный могильник. Восточная часть памятника. Вид с юго-юго-запада. Фотография: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Каменный валун из песчаника с гравировкой на гранях экспедиция Русского музея
обнаружила в 1924 году в низовье реки Чулышман. Он стоял на одном из детских погребений VI–VII веков в могильнике Кудыргэ. Ученые назвали его «камнем-писаницей».
На одной стороне валуна изображено лицо мужчины с монголоидными чертами, а на другой — сюжетная сцена: спешившиеся всадники стоят на коленях перед очень высокой женщиной и ребенком. Некоторые исследователи считают, что на камне изображен обряд поклонения древних тюрков Богине Умай, супруге бога Неба Тенгри, покровительнице детей и воинов. Богиня изображена в роскошном одеянии и с трехрогой тиарой на голове, а ребенок, которого она взяла под защиту, судя по богатой одежде, происходит из знатной семьи.
Валун из Кудыргэ хранился в Кунсткамере
в Ленинграде и был утрачен во время Великой Отечественной войны
.

Ритуальный сосуд из Юстыда

Современная модель кувшиновидного сосуда VII–VIII веков н. э. XXI век. Изображение: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Тамгообразный знак на дне кувшинообразного сосуда VII–VIII веков н. э. Фотография: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Рисунок сосуда VII–VIII веков н. э. из оградки комплекса Юстыд. 1984. Изображение: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Серебряный сосуд обнаружили в одной из тюркских оградок в 1976 году в долине реки Юстыд в Кош-Агачском районе. На его дне в центре круга сохранилась тамга — родовой фамильный знак с изображением горного козла. Это символ первого тюркского рода Ашина.
Чаще всего древние тюрки размещали подобные династические знаки на монументах в честь представителей рода, на стелах или на скалах. Поэтому тамга на небольшом сосуде считается редкостью.
Такой сосуд, по мнению исследователей, тюрки использовали как ритуальный. По традиции, если нужно было дать клятву или закрепить договор, участники церемонии должны были выпить из одного сосуда, выполненного обязательно из драгоценного металла. Если такового под рукой не было, то внутрь обычного глиняного кувшина клали серебряные кольца или монеты.

«Магическое» зеркало из Куроты

Бронзовое китайское зеркало с изображениями всадников на крылатых конях и птицах. VIII–IX века н. э. Фотография: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Рисунок металлического зеркала из памятника раннего Средневековья. 2-я половина XX века. Изображение: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Современная модель бронзового китайского зеркала с изображениями всадников на крылатых конях и птицах VIII–IX веков н. э. XXI век. Изображение: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул
Бронзовое китайское зеркало VIII–IX веков археологи обнаружили в 1979 году в ходе раскопок могильника Курота-II в Онгудайском районе. Зеркало лежало вместе с деревянным гребнем, и, скорее всего, эти предметы хранились в сумке, поскольку на них нашли остатки войлока.
Китайские зеркала были очень дорогим импортным товаром, доступным только элите. Их носили в качестве аксессуаров при жизни и подвешивали на пояс за специальное отверстие на тыльной стороне. Зеркало из собрания музея декорировано орнаментом, изображениями растений, птиц и всадников, скачущих на крылатых конях.
Ученые отмечают, что зеркала в обществах кочевников нередко становились особыми магическими атрибутами. Находили их только в женских погребениях. Поэтому специалисты допускают, что это красиво орнаментированное зеркало тоже могло служить тюркской жрице или предсказательнице.

Автор: Полина Пендина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна