Что снилось героям русской классики

Сон
как часть текста — распространенный литературный прием. Ночные видения раскрывали и подчеркивали характеры героев, в грезы писатели включали намеки на развитие сюжета и собственные взгляды на разные ситуации. В нашем материале читайте, какие смыслы заложены в литературные сны и что видели по ночам герои русской классики.

Что такое сон литературного героя

Алексей Венецианов. Спящая девушка (фрагмент). 1840-е. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Борис Чередин. Уснул (фрагмент). 1957. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Борис Кустодиев. Заснула (фрагмент). 1896. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Астрахань
Сны
в русских произведениях появились еще до литературной традиции. Уже фольклорные персонажи рассказывали друг другу, что увидели ночью. Например, герой былины «Нерассказанный сон» не посмел поделиться сновидением с отцом, из-за этого ушел из дома и пережил много приключений.

В более поздних произведениях авторы уделяли видениям все больше внимания — в некоторые эпохи сны даже становились центром сюжета. В период романтизма персонажи прятались в ночных грезах от реального мира. В Серебряном веке у видений появилась мистическая роль: ночью герои могли проживать множество событий, прошедших и будущих.
Евгений Тимофеев. Четвертый сон Веры Павловны. Иллюстрация к роману Николая Чернышевского «Что делать?» (фрагмент). 1941. Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского, Саратов
Анатолий Иткин. Сон Татьяны. «И лапу с острыми когтями ей протянул…» Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Михаил Козьмин. Сон Обломова. Копия с иллюстрации Владимира Табурина к роману Ивана Гончарова «Обломов» (фрагмент). 1952. Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова, Ульяновск
Литературоведы считали, что у литературных сновидений много форм и назначений. По словам культуролога Юрия Лотмана, «сон — знак в чистом виде, так как человек знает, что такое сон, видение, знает, что оно имеет значение, но не знает какое». Историк культуры Михаил Гершензон рассматривал особенности снов у Александра Пушкина
. Филолог Ольга Федунина разбирала, как ночные видения дополняли прозу Михаила Булгакова
. Писатель Алексей Ремизов, автор сонника «Мартын Задека», искал связи между снами в книгах Пушкина и Гоголя
, выяснял, что снилось персонажам Тургенева
и какое место занимали видения в «Войне и мире»
Льва Толстого
.

Основных типов сна несколько — спойлеры и предупреждения, страхи и путешествия в параллельные миры, воспоминания и сюжеты произведений, несбыточные события или иллюзия параллельной жизни. Героиня «Евгения Онегина»
Татьяна Ларина искаженно видела будущую неудачу с Онегиным
и замужество. Иван Обломов из гончаровского романа «Обломов»
вспоминал счастливые времена детства, когда он жил в родительском поместье. Четыре сна Веры Павловны из романа «Что делать?»
Николая Чернышевского
раскрывали разные стороны ее жизни — от желания сменить среду и общаться с более прогрессивными людьми до понимания, как героиня видела брак и что хотела бы получить в будущем.

Марья Гавриловна из повести Александра Пушкина «Метель»: состояние души

Анатолий Смирнов. Владимир, заблудившийся в пурге. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Метель» (фрагмент). 1975. Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино», село Большое Болдино, Нижегородская область
Ткаченко. Марья Гавриловна идет к саням. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Метель» (фрагмент). Первая треть ХХ века. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Алексей Рейпольский. Марья Гавриловна пишет письмо. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Метель» (фрагмент). 2010. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь… она бросилась на постель перед самым рассветом и задремала; но и тут ужасные мечтания поминутно ее пробуждали. То казалось ей, что в самую минуту, как она садилась в сани, чтоб ехать венчаться, отец ее останавливал ее, с мучительной быстротою тащил ее по снегу и бросал в темное, бездонное подземелие… и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться… другие безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим. Наконец она встала, бледнее обыкновенного и с непритворной головною болью.
О чем сон:
Это видение Марьи Гавриловны перед тайной свадьбой
: утром она сбежала из дома и обвенчалась с любимым человеком. При помощи сна Пушкин
показал
, как героиня нервничает, как она напряжена и смущена: волнуется и за отца, которого покидает, и за жениха, и за свое будущее.

Михайло Бальзаминов из пьесы Александра Островского «Женитьба Бальзаминова»: причина действия

Иван Ушаков. Эскиз костюма Бальзаминова к спектаклю по пьесе Александра Островского «Женитьба Бальзаминова» (фрагмент). Государственный академический театр им. Янки Купалы, Минск, Республика Беларусь. 1951. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», село Щелыково, Костромская область
Иван Федотов. Эскиз декорации «Сад Белотеловой» к спектаклю по пьесе Александра Островского «Женитьба Бальзаминова» (фрагмент). Центральный театр Красной армии, Москва. 1944. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», село Щелыково, Костромская область
Борис Матрунин. Эскиз костюма Белотеловой к спектаклю по пьесе Александра Островского «Женитьба Бальзаминова» (фрагмент). Московский драматический театр им. ВЦСПС, Москва. 1932. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Вдруг вижу я, маменька, будто иду я по саду; навстречу мне идет дама красоты необыкновенной и говорит: «Господин Бальзаминов, я вас люблю и обожаю!» Тут, как на смех, Матрена меня и разбудила. Как обидно! Что бы ей хоть немного погодить? Уж очень мне интересно, что бы у нас дальше-то было. Вы не поверите, маменька, как мне хочется доглядеть этот сон. Разве уснуть опять? Пойду усну. Да ведь, пожалуй, не приснится.
О чем сон:
Александр Островский
начал «Женитьбу Бальзаминова» со сна: герой, обычный мещанин, встретил завидную невесту. Рассказ о видении запустил действие пьесы: Бальзаминов, которой искал деньги и хотел хорошо жить, стал постоянно думать о сне, пытался его разгадать или устроить так, чтобы «знак» сбылся.

Адриан Прохоров из повести Александра Пушкина «Гробовщик»: назидание

Неизвестный художник с оригинала Ральфа Штейна. Сон Адриана Прохорова. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Гробовщик» (фрагмент). 1892. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Алексей Рейпольский. Сон Адриана Прохорова. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Гробовщик» (фрагмент). 2010. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Сергей Кукуруза. Сон Адриана Прохорова. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Гробовщик» (фрагмент). 1937. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
На дворе было еще темно, как Адриана разбудили. Купчиха Трюхина скончалась в эту самую ночь, и нарочный от ее приказчика прискакал к Адриану верхом с этим известием. <…> Покойница лежала на столе, желтая как воск, но еще не обезображенная тлением. Около ее теснились родственники, соседи и домашние. Все окна были открыты; свечи горели; священники читали молитвы.

Адриан подошел к племяннику Трюхиной, молодому купчику в модном сюртуке, объявляя ему, что гроб, свечи, покров и другие похоронные принадлежности тотчас будут ему доставлены во всей исправности. Наследник благодарил его рассеянно, сказав, что о цене он не торгуется, а во всем полагается на его совесть. Гробовщик, по обыкновению своему, побожился, что лишнего не возьмет. <…> В эту минуту кто-то еще приближился к калитке и собирался войти, но, увидя бегущего хозяина, остановился и снял треугольную шляпу. <…> Адриану показалось, что по комнатам его ходят люди. «Что за дьявольщина!» — подумал он и спешил войти… тут ноги его подкосились. Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы…

Адриан с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя. Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу. <…> «Видишь ли, Прохоров, — сказал бригадир от имени всей честной компании, — все мы поднялись на твое приглашение; остались дома только те, которым уже невмочь, которые совсем развалились, да у кого остались одни кости без кожи, но и тут один не утерпел — так хотелось ему побывать у тебя…»

В эту минуту маленький скелет продрался сквозь толпу и приближился к Адриану. <…> «Ты не узнал меня, Прохоров, — сказал скелет. — Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому, в 1799 году, ты продал первый свой гроб — и еще сосновый за дубовый?» С сим словом мертвец простер ему костяные объятия — но Адриан, собравшись с силами, закричал и оттолкнул его. <…> Все вступились за честь своего товарища, пристали к Адриану с бранью и угрозами, и бедный хозяин, оглушенный их криком и почти задавленный, потерял присутствие духа, сам упал на кости отставного сержанта гвардии и лишился чувств.
О чем сон:
Внутри повести
сон непросто распознать сразу, Пушкин
ввел его как часть реальности: герой уснул, его разбудили на похороны богатой женщины, которых он очень ждал. Прохоров их устроил, а после этого оказался на балу мертвецов. Однако в действительности он проснулся только после длинного эпизода, пережив во сне много событий. Так Пушкин преподал урок нечестному герою: сначала тот получил, что хотел, — смерть богатой женщины и возможность нажиться на горе ее семьи. А потом встретился со всеми, кого обманывал за годы работы гробовщиком.

Иван Шпонька из повести Николая Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»: отражение страха

Аминадав Каневский. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (фрагмент). 1959. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Алексей Лаптев. Сон Ивана Федоровича. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (фрагмент). 1959. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Иван Роганов. Иван Федорович и Машенька. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (фрагмент). 1949. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», село Абрамцево, Московская область
Ранее обыкновенного лег он в постель, но, несмотря на все старания, никак не мог заснуть. Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон! еще несвязнее сновидений он никогда не видывал. То снилось ему, что вкруг него все шумит, вертится, а он бежит, бежит, не чувствует под собою ног… вот уже выбивается из сил… Вдруг кто-то хватает его за ухо. «Ай! кто это?» — «Это я, твоя жена!» — с шумом говорил ему какой-то голос. И он вдруг пробуждался.

То представлялось ему, что он уже женат, что все в домике их так чудно, так странно: в его комнате стоит вместо одинокой — двойная кровать. На стуле сидит жена. Ему странно; он не знает, как подойти к ней, что говорить с нею, и замечает, что у нее гусиное лицо. Нечаянно поворачивается он в сторону и видит другую жену, тоже с гусиным лицом. Поворачивается в другую сторону — стоит третья жена. Назад — еще одна жена. Тут его берет тоска. Он бросился бежать в сад; но в саду жарко. Он снял шляпу, видит: и в шляпе сидит жена. Пот выступил у него на лице. Полез в карман за платком — и в кармане жена; вынул из уха хлопчатую бумагу — и там сидит жена…

То вдруг он прыгал на одной ноге, а тетушка, глядя на него, говорила с важным видом: «Да, ты должен прыгать, потому что ты теперь уже женатый человек». Он к ней — но тетушка уже не тетушка, а колокольня. И чувствует, что его кто-то тащит веревкою на колокольню. «Кто это тащит меня?» — жалобно проговорил Иван Федорович. «Это я, жена твоя, тащу тебя, потому что ты колокол». — «Нет, я не колокол, я Иван Федорович!» — кричал он. «Да, ты колокол», — говорил, проходя мимо, полковник П*** пехотного полка.

То вдруг снилось ему, что жена вовсе не человек, а какая-то шерстяная материя; что он в Могилеве приходит в лавку к купцу. «Какой прикажете материи? — говорит купец. — Вы возьмите жены, это самая модная материя! очень добротная! из нее все теперь шьют себе сюртуки». Купец меряет и режет жену. Иван Федорович берет под мышку, идет к жиду, портному. «Нет, — говорит жид, — это дурная материя! Из нее никто не шьет себе сюртука…»
О чем сон:
Героя повести, холостого и небедного Ивана Шпоньку, решила насильно женить его тетка. Перед сном она убеждала племянника познакомиться с барышней, настойчиво рассказывая о преимуществах брака. У сна два эффекта: Гоголь
подчеркнул напряжение героя, его беспокойство из-за предложений тетки, и комически продолжил дневной разговор о выборе невесты
.

Алексей Турбин из романа Михаила Булгакова «Белая гвардия»: вещий сон

Борис Астахов. Сон первый. Эскиз декорации к спектаклю по роману Михаила Булгакова «Бег» (фрагмент). 1967–1968. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Андрей Харшак. Сон Пилата. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (фрагмент). 1990. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Борис Астахов. Сон второй. Эскиз декорации к спектаклю по роману Михаила Булгакова «Бег» (фрагмент). 1968. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Квартира молчала. Полоска, выпадавшая из спальни Елены, потухла. Она заснула, и мысли ее потухли, но Турбин еще долго мучился у себя в маленькой комнате, у маленького письменного стола. Водка и германское вино удружили ему плохо. Он сидел и воспаленными глазами глядел в страницу первой попавшейся ему книги и вычитывал, бессмысленно возвращаясь к одному и тому же: русскому человеку честь — одно только лишнее бремя…

Только под утро он разделся и уснул, и вот во сне явился к нему маленького роста кошмар в брюках в крупную клетку и глумливо сказал:
— Голым профилем на ежа не сядешь?.. Святая Русь — страна деревянная, нищая и… опасная, а русскому человеку честь — только лишнее бремя.
— Ах ты! — вскричал во сне Турбин, — г-гадина, да я тебя. — Турбин во сне полез в ящик стола доставать браунинг, сонный, достал, хотел выстрелить в кошмар, погнался за ним, и кошмар пропал.
О чем сон:
Михаил Булгаков
, литературный наследник Гоголя
, часто вводил сны в свои произведения. Его пьеса «Бег» имела жанровое определение «восемь снов» — то есть герои находились на грани реальности. В «Белой гвардии»
сны видели многие ключевые персонажи. И чаще всего именно в них писатель комментировал события и намекал читателям, как будут развиваться события дальше. Например, Алексей Турбин столкнулся во сне с предательством родной страны и осмыслял это.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна