«И я удостоился намалевать там фигурку»

Константин Савицкий
помогал Ивану Шишкину
рисовать медведей. Илья Репин
изобразил Пушкина
на картине Ивана Айвазовского
. Алексей Саврасов
и Василий Перов
дописывали картины друг друга, а самый известный портрет Крылова
заканчивал ученик Карла Брюллова
. Рассказываем, какие известные картины русских художников на самом деле написаны не одним автором.

«Портрет И.А. Крылова» Карла Брюллова

Портрет баснописца Ивана Крылова
Карл Брюллов
начал писать в 1838 году. Основную часть полотна он создал за один сеанс, осталось только выписать левую руку писателя. Живописец долго не заканчивал картину, и Крылов даже высказался, что не увидит готовый портрет при жизни. Так и вышло. Чтобы завершить картину, Брюллов попросил сделать гипсовый слепок с руки умершего баснописца, но дописывать полотно сам не стал. Заканчивал портрет ученик Брюллова — Фаддей Горецкий. Современники живописца часто замечали, что Горецкому не удалось «оживить» руку. Художник Михаил Железнов писал: «Приписка Горецкого, которую необходимо стереть и заменить одноцветным пятном неопределенной формы, бросается в глаза и производит невероятно гадкое впечатление».

«Волга в окрестностях Юрьевца» Алексея Саврасова

Алексей Саврасов
начал писать картину с бурлаками «Волга в окрестностях Юрьевца» в 1870 году и закончил за два года до появления известных сейчас «Бурлаков на Волге» Ильи Репина
. Картина была масштабной — почти два метра в ширину. Эскизы художник сделал во время поездки по реке, а дорабатывал полотно в учебной мастерской Московского училища ваяния и зодчества
, где возглавлял пейзажный класс. С речным видом Саврасов справился сам, а вот фигуры бурлаков ему помогал выписывать его друг, тоже профессор училища, художник Василий Перов
.
Впервые картину выставили в столичной публичной галерее в 1871 году. На конкурсе Московского общества любителей художеств за «Волгу над Юрьевцем» Саврасову присудили первую премию.

«Охотники на привале» Василия Перова

Сам Василий Перов в 1871 году работал над полотном «Охотники на привале». Живописец был заядлым птицеловом и без труда изобразил и экипировку охотников, и их добычу. В качестве героев полотна Перову позировали друзья — врач Дмитрий Кувшинников, художник Василий Бессонов и чиновник Николай Нагорнов.
Картину показали на выставке передвижников
, для своей коллекции ее купил меценат Павел Третьяков
. Позже, в одном из писем друзьям, Перов рассказал, что пейзаж ему помогал закончить Алексей Саврасов. Однако насколько велик вклад Саврасова в перовское полотно, исследователям узнать не удалось.

«Прощание Пушкина с морем» Ивана Айвазовского

Айвазовский
и Пушкин
встретились в 1836 году на выставке в Академии художеств
, где мариниста
представили как одного из самых талантливых учеников. Позже Айвазовский по памяти изобразил
Пушкина на 20 картинах — на всех поэт нарисован в отдалении. В конце 1870-х годов Айвазовский взялся за монументальное полотно — «Прощание Пушкина с морем», а крупную фигуру Пушкина на переднем плане попросил написать своего друга — Илью Репина. Тот вспоминал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Критики называли репинского Пушкина одним из самых достоверных портретов поэта.
Однако на собственных полотнах Репин так и не смог изобразить Пушкина. Художник писал портрет поэта почти 20 лет, подготовил около сотни эскизов. В 1917 году он жаловался Леониду Андрееву
: «И до сих пор злополучный холст, уже объерзанный в краях, уже наслоенный красками, местами вроде барельефа, все еще не заброшен мною в темный угол… <…> …я подскакиваю, со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю… до полной потери старческих сил».

«Осенний день. Сокольники» Исаака Левитана

Картину «Осенний день. Сокольники»
Исаак Левитан
писал в сложное время: в 1879 году евреям запретили жить в Москве, и студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества выселили в Салтыковку. Здесь он создал серию мрачных, но в то же время лиричных пейзажей. «Сокольники» были одной из немногих работ Левитана, на которых изображен человек. Однако фигуру женщины на аллее написал не сам художник, а его товарищ по классу живописи — Николай Чехов, брат известного писателя
.
Впервые картину представили публике на ученической выставке в 1880 году. Здесь ее заметил и купил меценат Павел Третьяков. Работа настолько впечатлила коллекционера, что он стал интересоваться творчеством юного художника и позже приобрел несколько его работ.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Мастер лесных пейзажей Иван Шишкин
начал писать картину с медведями в конце 1880-х годов. Он тонко чувствовал анатомию леса, сумел точно передать и березовую, и осиновую кору, мельчайшие детали крон. Но вот с медведями у художника не задалось. Их ему предложил добавить на полотно его товарищ, художник Константин Савицкий
. Шишкин подготовил несколько эскизов, но ни на одном из них ему не удалось достоверно нарисовать лесное семейство.
Тогда Савицкий изобразил на картине медведей сам — так его подпись появилась на полотне. Но Павел Третьяков, который приобрел картину, приказал вывести подпись Савицкого скипидаром. Коллекционер считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». В первую опись галереи полотно также вошло без соавтора. Именно поэтому долгое время Шишкина считали единственным автором «Утра в сосновом лесу».

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина

Самый масштабный пример совместной работы художников — монументальный групповой портрет с императором и членами Государственного совета. Илья Репин начал писать его за несколько дней до самого заседания. К началу юбилейных событий уже были прорисованы интерьеры Ротонды Мариинского дворца. Во время заседания Репин сделал фотографию — первую в своей жизни — на которую опирался во время создания эскиза.
Художник написал «Государственный совет» одной левой рукой: правая в это время у него почти не работала. Помогали Репину его ученики — живописцы Иван Куликов и Борис Кустодиев
. Они грунтовали холст и расчерчивали перспективу. Кустодиев писал в одном из писем своей невесте Юлии Прошинской: «Работа скучная и кропотливая — все линейки да циркуль, да угольник». Но вскоре Репин доверил им и само полотно: Куликов рисовал интерьеры в левой части картины, Кустодиев — в правой. «Много в картине переделывается и прибавляется», — писал также Кустодиев. — «Аксессуары все написаны. Стулья так в конце концов навострились писать, что самому нравится». А после втроем с Репиным они писали с натуры участников заседания, которых между собой в шутку называли «государственными натурщиками». Чиновники позировали обязательно в этом же зале и при таком же освещении. Репин сравнивал все три портрета и выбирал лучший, чаще всего свой. Но художник ценил работу учеников: «Помощники мои, Кустодиев и Куликов, молодцы, увлекаются картиной так же, как и я».
Полотно представили публике 4 января 1904 года в Мариинском дворце.

Автор: Лидия Туляганова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна