Поэтические места на карте России
Санкт-Петербург и Москва часто становились полноценными героями произведений прозаиков и поэтов. Какие еще города увековечили в прозе и стихах русские классики? Вспоминаем самые яркие описания провинциальных городов дореволюционной России и молодого Советского Союза.
Таруса
Этот маленький городок в Калужской области располагается амфитеатром в месте впадения реки Таруса в Оку. Несмотря на его скромные размеры, сюда часто приезжали русские классики, а некоторые из них даже жили в Тарусе. Летом 1916 года в городке побывал Алексей Толстой, отозвавшийся о нем в своих очерках «Пути культуры»:
«О нравах ничего положительного сказать нельзя: «невежество»; в городе мещане да купчишки, хотя есть две хорошие дачи, где зимуют москвичи, да за тюрьмой на бугре двадцатый год живёт доктор, но за последнее время до того стал тучен и ветхий, что с бугра не сходит, а всем больным прописывает пить молоко…»
Такое пессимистичное мнение разделяли далеко не все побывавшие в Тарусе писатели и поэты. В числе поклонников города оказались Константин Бальмонт, Марина Цветаева, Николай Заболоцкий и Константин Паустовский. Последний в своей обширной статье «Письма из Тарусы» заметил: «Все это — болтовня. <…> Он хорош своими людьми — талантливыми и неожиданными, трудолюбивыми и острыми на язык».
Антон Чехов тоже бывал в Тарусе — некоторое время писатель гостил в пригородной усадьбе Богимово. Богимовские места он описал в знаменитом рассказе «Дом с мезонином». Посещала Тарусу вместе с родителями и Марина Цветаева. Позже она посвятила городу стихотворение «Осень в Тарусе» и написала рассказ-воспоминание «Хлыстовки»:
«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов… поставили, с тарусской каменоломни, камень: Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА».
Пятигорск
В легендарном российском городе-курорте Пятигорске любили отдыхать и поправлять здоровье многие деятели культуры. В 1829 году Александр Пушкин упомянул Горячие воды (раньше Пятигорск назывался именно так) в рассказе «Путешествие в Арзрум»:
«Из Георгиевска я заехал на Горячие воды. Здесь нашел я большую перемену: в мое время ванны находились в лачужках, наскоро построенных… Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты предписания от полиции; везде порядок, чистота, красивость…»
С городом неразрывно связано имя Михаила Лермонтова. Поэт много раз приезжал в Пятигорск и трагически погиб здесь на дуэли в 1841 году. Повесть «Княжна Мэри» из романа «Герой нашего времени» считается путеводителем по городу, который к тому же отражал нравы пятигорского общества той эпохи.
«На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона. На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа… Весело жить в такой земле!»
Григорий Печорин, из романа «Герой нашего времени»
В мае 1852 года в Пятигорск для лечения прибыл молодой Лев Толстой. Он прожил здесь несколько месяцев и за это время закончил повесть «Детство». Позже Толстой описал город в одном из рассказов для детей «Что случилось с Булькой в Пятигорске»:
«Все место, где стоит город, очень веселое. Из гор текут горячие родники, под горой течет речка Подкумок. По горе — леса, кругом — поля, а вдалеке всегда видны большие Кавказские горы. На этих горах снег никогда не тает, и они всегда белые, как сахар… На горячие ключи приезжают лечиться; и над ключами сделаны беседки, навесы, кругом разбиты сады и дорожки. По утрам играет музыка и народ пьет воду или купается и гуляет»
Казань
О Казани писали Гавриил Державин, Александр Пушкин, Лев Толстой, Николай Некрасов, Федор Достоевский и многие другие.
Александр Радищев побывал в Казани летом 1797 года, когда возвращался из ссылки. Писатель осмотрел местные достопримечательности, а позже описал город в своих «Записках путешествия из Сибири»:
«Восшед на самую вершину оной, открывается великолепное зрелище… В правую сторону видны были извивающиеся протоки Казанки, близ коих на холму из среды круглых древесных развесистых вершин, иссунувшися, возвышалися главы церквей Зилантова монастыря; позадь его видна была Казань. Впереди всего белая стена кремля с бойницами; подле кремля впереди простиралося строение, домы, коих верхи уравнивали отдаленность. В заду и между ими возвышалися только храмы, молитве посвященные»
Алексей Пешков — Максим Горький — жил в Казани с 1884 по 1888 год. В город, где он «родился духовно», Горький не раз возвращался, уже будучи известным советским писателем. В автобиографической повести «Мои университеты» он вспоминал: «Хотелось уйти в Татарскую слободу, где живут какой-то особенной чистоплотной жизнью добродушные ласковые люди… Мне думалось, что у татар вся жизнь построена иначе, незнакомо мне, не похожа на то, что я знаю и что не радует меня…».
Владимир Маяковский приезжал в Казань трижды — в 1914, 1927 и 1928 году. Этому городу он посвятил стихотворения «Казань», «Три тысячи и три сестры», «По городам Союза».
«Университет —
горделивость Казани,
и стены его
и доныне хранят
любовнейшее воспоминание
о великом своем гражданине»
горделивость Казани,
и стены его
и доныне хранят
любовнейшее воспоминание
о великом своем гражданине»
Отрывок из поэмы «По городам Союза»
Маяковский воспел не красоты поэтичного восточного города, а его значение для Революции: стихотворение он посвятил юному Владимиру Ленину — студенту Казанского университета.
Читайте также:
Одесса
Одесса — один из самых знаменитых городов в литературе. Она стала героиней романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. На страницах произведений город называли Черноморском, однако в описании улиц и набережных, двориков и ресторанов, в говоре персонажей, их авантюризме и чувстве юмора читается именно Одесса.
«Они подолгу стояли на городских мостах и, налегши животами на парапет, безучастно глядели вниз, на крыши домов и спускавшиеся в гавань улицы, по которым с осторожностью лошади съезжали грузовики. Жирные портовые воробьи долбили клювами мостовую, в то время как из всех подворотен за ними следили грязные кошки. За ржавыми крышами, чердачными фонарями и антеннами виднелась синенькая вода, катерок, бежавший во весь дух, и желтая пароходная труба с большой красной буквой»
Отрывок из романа «Золотой теленок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова
Одесская жизнь органично вплетена в повествование: кафе «Флорида» — это знаменитое одесское кафе «Фанкони» на Екатерининской, а бывшая гостиница напротив городского сада, где располагалось учреждение «Геркулес», — это «Большая Московская» на Дерибасовской.
До Ильфа и Петрова про Одессу писал Александр Пушкин — в этом колоритном портовом городке поэт провел чуть больше года. Здесь он закончил «Бахчисарайский фонтан», написал несколько глав «Евгения Онегина», поэму «Цыганы», стихотворения «Свободы сеятель пустынный», «Невинный страж дремал на царственном пороге», «Зачем ты послан был и кто тебя послал» и другие.
«Я жил тогда в Одессе пыльной:
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали»
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали»
Отрывок из романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина
Пестрая Одесса покорила многих отечественных писателей: Антона Чехова, Ивана Бунина, Александра Куприна. Куприн посвятил ей рассказ «Гамбринус», в котором описал многоликий город: «Здешние буйные обитатели редко подымались наверх в нарядный, всегда праздничный город с его зеркальными стеклами, гордыми памятниками, сиянием электричества, асфальтовыми тротуарами, аллеями белой акации, величественными полицейскими, со всей показной чистотой и благоустройством».
Город N
Под абстрактным названием «город N» авторы обычно высмеивали захолустные, провинциальные городки. Один из самых знаменитых образов города N принадлежит перу Николая Гоголя:
«…Город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов. <…> Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконическою надписью: «Питейный дом». Мостовая везде была плоховата. Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников…»
Отрывок из романа «Мертвые души»
Город N упоминался в рассказах и пьесах Антона Чехова, в повести Ивана Тургенева «Ася», в произведениях Федора Достоевского, в «Городе Эн» Леонида Добычина. В губернских и уездных городах русской литературы время словно останавливалось, события случались до абсурдности анекдотичные, а нравы были пошлыми и дикими даже для прошлых веков.
Автор: Дарья Легкая
Смотрите также