КАКИЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПИСАТЕЛИ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ
ЗАБЫТЫ В НАШИ ДНИ?

Отвечает Анастасия Войко, автор портала «Культура.РФ»
КАКИЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПИСАТЕЛИ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ
ЗАБЫТЫ В НАШИ ДНИ?
Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
Произведения забытых писателей нередко либо попадали под цензуру, либо считались устаревшими.
Некоторые русские писатели, например Александр Пушкин или Михаил Лермонтов, стали известны уже в первые годы литературной деятельности. И после смерти авторов их книги оставались популярными среди критиков, и среди читателей. Однако многие талантливые литераторы, известные в свое время, со временем оказались забыты. Их произведения нередко либо попадали под цензуру, либо считались устаревшими.

Некоторые писатели стали известны только как авторы одного-двух произведений. Среди них, например, Всеволод Крестовский, который в 1866 году опубликовал авантюрный роман «Петербургские трущобы» о жизни небогатых жителей столицы. Книга стала одной из самых популярных в 1860-х годах и переиздавалась пять раз.

Поэт Федор Берг вспоминал: «Читатели романа составляли группы и посещали описанные Всеволодом Владимировичем места». Кроме «Петербургских трущоб», Крестовский издал несколько сборников стихов, повестей, очерков и романов, написал либретто к опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка».

Одним из самых популярных писателей конца XIX века был Семен Надсон. Поклонники называли его «новым Пушкиным», а сборник поэта «Стихотворения» до 1917 года неоднократно переиздавался. Общий тираж книг Надсона к тому моменту превысил 200 тысяч экземпляров. Он также получил Пушкинскую премию, которая считалась самой престижной наградой для писателей в дореволюционной России. А когда поэт умер в 1887 году, его гроб до Волкова кладбища в Санкт-Петербурге на руках несли поклонники.

В 1890-х годах творчество Надсона оставалось популярным. Его называли своим любимым поэтом Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский. Однако уже в начале XX века отношение критиков к Надсону изменилось. В 1908 году Брюсов писал, что его лирику можно считать «безнадежно отжившей». Надсона критиковали за повторяющиеся эпитеты, неудачные метафоры, а также пессимистическое настроение. А после революции его и вовсе называли «третьесортным поэтом». До конца 1980-х произведения писателя не публиковали и не изучали.

Другим известным автором в 1890-х годах был прозаик и драматург Игнатий Потапенко. Критики сравнивали его произведения с рассказами Антона Чехова, а драмы писателя часто ставили в Малом театре. Среди интеллигенции из небольших российских городов Потапенко стал даже популярнее Льва Толстого. Причиной тому было большое количество его произведений. Новые тома собрания сочинений писателя выходили практически каждый год, а его рассказы ежемесячно появлялись в литературных журналах. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о Потапенко писали: «Один из плодовитейших современных беллетристов».

Из-за того, что Потапенко писал так много, его произведения часто казались критикам недоработанными или незаконченными. Они ругали писателя за шаблонность композиции, нелогичность концовок. Поэтому уже в начале XX века книги Потапенко перестали быть такими популярными. К тому времени известность приобрели рассказы и повести Александра Куприна и Ивана Бунина. Потапенко продолжал публиковать произведения вплоть до своей смерти в 1929 году. Однако прежнего успеха они уже не имели.

До революции был также известен Александр Амфитеатров. Критики называли его «русским Бальзаком» за реалистичные описания быта и психологизм произведений. Прозаик Степан Петров-Скиталец писал о творческой манере Амфитеатрова:
Некоторые русские писатели, например Александр Пушкин или Михаил Лермонтов, стали известны уже в первые годы литературной деятельности. И после смерти авторов их книги оставались популярными среди критиков, и среди читателей. Однако многие талантливые литераторы, известные в свое время, со временем оказались забыты. Их произведения нередко либо попадали под цензуру, либо считались устаревшими.

Некоторые писатели стали известны только как авторы одного-двух произведений. Среди них, например, Всеволод Крестовский, который в 1866 году опубликовал авантюрный роман «Петербургские трущобы» о жизни небогатых жителей столицы. Книга стала одной из самых популярных в 1860-х годах и переиздавалась пять раз.

Поэт Федор Берг вспоминал: «Читатели романа составляли группы и посещали описанные Всеволодом Владимировичем места». Кроме «Петербургских трущоб», Крестовский издал несколько сборников стихов, повестей, очерков и романов, написал либретто к опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка».

Одним из самых популярных писателей конца XIX века был Семен Надсон. Поклонники называли его «новым Пушкиным», а сборник поэта «Стихотворения» до 1917 года неоднократно переиздавался. Общий тираж книг Надсона к тому моменту превысил 200 тысяч экземпляров. Он также получил Пушкинскую премию, которая считалась самой престижной наградой для писателей в дореволюционной России. А когда поэт умер в 1887 году, его гроб до Волкова кладбища в Санкт-Петербурге на руках несли поклонники.

В 1890-х годах творчество Надсона оставалось популярным. Его называли своим любимым поэтом Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский. Однако уже в начале XX века отношение критиков к Надсону изменилось. В 1908 году Брюсов писал, что его лирику можно считать «безнадежно отжившей». Надсона критиковали за повторяющиеся эпитеты, неудачные метафоры, а также пессимистическое настроение. А после революции его и вовсе называли «третьесортным поэтом». До конца 1980-х произведения писателя не публиковали и не изучали.

Другим известным автором в 1890-х годах был прозаик и драматург Игнатий Потапенко. Критики сравнивали его произведения с рассказами Антона Чехова, а драмы писателя часто ставили в Малом театре. Среди интеллигенции из небольших российских городов Потапенко стал даже популярнее Льва Толстого. Причиной тому было большое количество его произведений. Новые тома собрания сочинений писателя выходили практически каждый год, а его рассказы ежемесячно появлялись в литературных журналах. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о Потапенко писали: «Один из плодовитейших современных беллетристов».

Из-за того, что Потапенко писал так много, его произведения часто казались критикам недоработанными или незаконченными. Они ругали писателя за шаблонность композиции, нелогичность концовок. Поэтому уже в начале XX века книги Потапенко перестали быть такими популярными. К тому времени известность приобрели рассказы и повести Александра Куприна и Ивана Бунина. Потапенко продолжал публиковать произведения вплоть до своей смерти в 1929 году. Однако прежнего успеха они уже не имели.

До революции был также известен Александр Амфитеатров. Критики называли его «русским Бальзаком» за реалистичные описания быта и психологизм произведений. Прозаик Степан Петров-Скиталец писал о творческой манере Амфитеатрова:
Огромное знание жизни, от верхов до низов, поразительная память, зоркая наблюдательность, красочность художественной кисти, до грубости сочная. Целое море наблюдений и впечатлений.
Как и Потапенко, Амфитеатров писал очень много рассказов, пьес и романов. В 1911–1916 годах в России вышло его собрание сочинений, которое состояло из 37 томов. А в петербургских библиотеках в это время он был самым читаемым автором.

Амфитеатров также работал как журналист, театральный критик и поэт-сатирик. Свои юмористические стихи он публиковал под псевдонимами Old Gentleman и Московский Фауст. После революции Амфитеатров уехал из России и публиковался в эмигрантских изданиях. Писал он и новые романы. Однако крупных наград и премий прозаик не получил, а в СССР его творчество забылось.

Некоторые писатели, которые были популярны в советское время, со временем тоже забылись. Среди них, например, Ольга Форш. В СССР она была известна как автор исторических романов о революционерах и писателях. За свои произведения Форш получила несколько орденов и медалей. Однако еще при жизни писательницы многие ее произведения не печатали. Часть из них запрещала цензура, другие сами издатели не включали в состав собраний сочинений. Редакторы считали некоторые ее романы и рассказы слишком сложными для молодых читателей — к ним бы пришлось давать много исторических комментариев. Поэт Николай Тихонов вспоминал: «Прошло так много времени, что новый читатель без особой подачи уже не в силах разгадать героев книги, не может без комментариев понять суть происходящего».

Некоторые книги Форш так и остались неизданными.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Анну из города Калининграда.
Материалы по теме