У всех земледельческих народов счет времени основывался на определении времен года. Для организации сельскохозяйственных работ достаточно было знать примерную дату с погрешностью в несколько дней. Опорными точками для расчета календарной даты были дни солнцестояний и равноденствий. Их можно было определить двумя способами: по положению звезд и с помощью солнечных часов — гномона. Из года в год люди измеряли длину тени на солнечных часах и обнаружили, что в течение суток самая короткая тень приходится на полдень. Однако ее длина меняется в зависимости от времени года. Самая длинная полуденная тень бывает в декабре — в дни, близкие к зимнему солнцестоянию. В конце июня, в период летнего солнцестояния, полуденная тень, наоборот, самая короткая.
Этими знаниями русские крестьяне пользовались вплоть до XX века. Например, пастухи считали время… в
лаптях. На месте выпаса у каждого пастуха было приметное дерево. Тень от него можно была измерить, ступая ногами в лаптях. Когда длина тени равнялась приблизительно шести-семи лаптям, это значило, что наступил вечер, пора гнать стадо домой. Наступление утра определялось иначе — по крику петухов. Так как птицы просыпаются с рассветом, а рассвет в течение года приходится на разное время, то и начало дня было «плавающим».
Отсчет новых суток славяне традиционно вели с восхода солнца. С заката новые сутки отсчитывали только в монастырях, где царили византийские порядки. В 1492 году
Иван III в соответствии с византийской традицией ввел начало года с 1 сентября вместо 1 марта, а начало суток — с вечера. Церковный календарь стал официальным, но в народе по-прежнему считали дни с рассвета.
Привычное нам разделение года на 12 месяцев, а суток — на 24 часа пришло из древнего Шумера. На
Руси точными часами первоначально пользовалось лишь духовенство: это было необходимо для определения времени служб. При этом дневные часы строго совпадали со световым днем: зимой их было меньше, летом — больше. Расписание «часобитий» — времени наступления и окончания светового дня, которое отмечалось колокольным звоном, — содержалось в церковных календарях.
Указания на час наступления того или иного события начали встречаться в новгородских летописях XI века. Но о том, использовались ли точные приборы, ученым ничего не известно. Считается, что первые механические часы на Руси появились в 1404 году. По заказу Василия I Дмитриевича, великого князя Московского и Владимирского, их установили в белокаменном
Московском Кремле.
Николай Карамзин в
«Истории государства Российского» писал
: «В 1404 году Монах Афонской горы, именем Лазарь, родом Сербин, сделал в Москве первые боевые часы, которые были поставлены на Великокняжеском дворе, за церковию Благовещения, и стоили более полутораста рублей, то есть около тридцати фунтов серебра. Народ удивлялся сему произведению искусства как чуду».
По изображению из Лицевого летописного свода можно представить, как выглядели первые русские часы: