Единорог как персонаж характерен для зарубежного фольклора, но и в культуре славян образ этого мифического животного был известен. Его описывали, в частности, европейские и византийские книги, которые переводили на русский язык. Кроме старинных рукописей рассказывали о единорогах, или инрогах, народные легенды.
На Руси были распространены переводные «Физиологи» — сборники текстов, которые напоминали современные энциклопедии. Они описывали разных животных, в том числе и единорогов. Их представляли как сильных и грозных созданий, которые могут жить более 500 лет, никогда не заводят пару, а после смерти возрождаются из собственного рога.
Облик животного представляли по-разному, но его главной отличительной особенностью всегда был один рог на лбу. Считалось, что единорог похож на лошадь или осла, иногда в книжных иллюстрациях его изображали как зверя, подобного кошке. Привычный образ лошадки с закрученным рогом стал набирать популярность с XVI века: его называют «геральдическим единорогом». Этот символ украшал эмблему Московского печатного двора, серебряные и золотые монеты, государственные и личные печати царей. Еще инрог встречался на гербах знатных семей, например, дворян. Этот образ со временем укоренился и в крестьянской среде: однорогую лошадь можно увидеть в росписях изб или на прялках. Часто инрога рисовали рядом со львом.
На единорога похож персонаж русского фольклора индрик. Этот мифический «лютый зверь» также обладал одним рогом, но, по поверьям, обитал под землей. В разных районах его описывали как существо с чертами нескольких зверей, например, змеи коня или рыбы; с длинным, больше метра, светящимся рогом. Считали, что рог индрика обладает целебной силой и тот, кто его найдет, истолчет и выпьет или будет просто носить при себе, избавится от болезней. По поверьям, индрик был хозяином всех вод: рек, озер, колодцев, морей, — а еще мог открыть или закрыть любой источник. Кроме того, верили, что это опасное животное охраняет спрятанные клады.
Индрик упоминался в старинных рукописях, например в «Голубиной книге» конца XV — начала XVI века. В этом сочинении рассказывалось о происхождении мира, а также о разных существах. Мифическое животное описывалось так: