Предшественником современных электрических трамваев была конно-железная городская дорога — конка. Она представляла собой экипаж, который лошади тащили по рельсам. Первые системы подобных дорог появились в американских городах в 1820−30-х годах. А в
России их начали строить в середине XIX века.
Первую конно-железную дорогу в
Санкт-Петербурге спроектировал инженер Иван Домонтович. Она проходила от 17-й линии Васильевского острова до Биржи. По этой дороге перевозили грузы из портов в таможню. В 1862 году в России учредили Первое товарищество конно-железных дорог. Оно построило линии конки в центре города. Рельсы проходили по Невскому проспекту, Садовой улице, Адмиралтейской площади, стрелке Васильевского острова.
Вскоре появились и другие компании, которые развивали этот вид транспорта. Линии конки построили в крупных городах Российской империи. В 1872 году такая дорога открылась в
Москве, в 1875-м — в
Казани, а к концу XX века в стране проложили уже более 600 километров конки.
Однако у этого транспорта было много недостатков. Ехала конка очень медленно — всего восемь километров в час. Из-за этого даже возникла поговорка
«Конка, конка, догони цыпленка!». А еще вагоны были неудобными.
Антон Чехов так описывал конку в рассказе «Идеальный экзамен»: