Термином «суровый стиль» современники называли искусство СССР 1957–1962 годов. Произведения этого направления противостояли искусству соцреализма, которое приукрашивало действительность, демонстрировало всеобщий оптимизм и идеализировало эпоху коммунизма. Из-за этого соцреализм часто называли «стиль Сталин».
Представители же «сурового стиля», напротив, в своем творчестве отражали настоящую жизнь рабочих и крестьян, их тяжелые будни. Они воспевали героев труда, их энергию и силу воли.
Создателем и идеологом «сурового стиля» был художественный критик и историк искусства
Александр Каменский. В декабре 1962 года он входил в оргкомитет выставки «30 лет МОСХ» в
Московском Манеже. Каменский стремился искоренить стереотип отчетных выставок, на которых обычно демонстрировали парадные портреты советских вождей и картины, восхваляющие социализм. Поэтому он разместил на экспозиции в Московском союзе художников «Обнаженную»
Роберта Фалька, «Плотогонов» Николая Андронова, «Натюрморт с черной курицей» Андрея Васнецова и другие работы, не соответствующие канонам соцреализма. Прибывший на выставку первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев устроил там настоящий скандал. Он резко раскритиковал работы художников, среди которых были Люциан Грибков, Владислав Зубарев, Вера Преображенская и другие. В их адрес летели яростные высказывания, например: «
Безобразие, что это, осел хвостом писал или что?» или
«И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать!».