ЧТО ОЗНАЧАЮТ СИМВОЛЫ
НА РУССКИХ ГЕРБАХ?

Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»

ЧТО ОЗНАЧАЮТ СИМВОЛЫ
НА РУССКИХ ГЕРБАХ?

Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
Основой любого герба всегда служил геральдический щит.
Еще тверские и московские правители в XV веке использовали двуглавого орла в качестве символа княжеской власти. В следующем столетии у некоторых крупных городов Руси появились собственные символы — территориальные эмблемы. При этом первый сборник изображений и описаний городских гербов — гербовник — составили в нашей стране только в 1672 году. Герольдмейстерскую контору — отдельный орган, который занимался изучением и созданием таких символов, — создал Петр I.

По поручению Петра I первые родовые гербы получили его соратники: инженер, реформатор артиллерии Яков Брюс, генералиссимус Александр Меншиков, один из создателей военно-морского флота Федор Апраксин и другие. Подобные символы и для дворян, и для городов создавал по ведению императора сначала итальянец Франц Санти, а затем — немец Бурхард фон Миних. Этих геральдистов специально пригласили в Россию, поэтому отечественная геральдика во многом опиралась на западноевропейские традиции: в Европе эта наука развивалась с XII века.

В Европе гербы часто получали и отличившиеся крестьяне, и бюргеры — жители городов. А вот в России подобные символы имели только дворяне. Гербы должны были прославить род, показать его достижения и часто даже приукрасить их. Геральдист Александр Черных писал: «В окончательном виде в XVII веке идея геральдики стала звучать как «гербы созданы для распознавания благородных», а следовательно, «только благородные могут иметь гербы». <…> В таком, кстати, благородном облике она была заимствована Россией при Петре I…»

По указу Павла I с 1797 года в Российской империи издавался Общий гербовник дворянских родов Российской империи. Его новые выпуски выходили вплоть до 1917 года. За это время было опубликовано 20 томов с описаниями и изображениями гербов российских дворян.

Основой любого герба всегда служил геральдический щит. Форма первых гербов повторяла очертания реальных боевых щитов. Существует много видов таких основ, но в России чаще всего использовали французские — четырехугольные с заостренным основанием. Такую основу можно увидеть даже у современного герба России.

Еще в качестве фона могли выступать так называемые меха: горностаевый, то есть белый фон со стилизованными изображениями хвостов, и беличий — чередование синих и белых шкурок. Такие изображения пришли к нам из Германии: в древности германские воины украшали свои боевые щиты мехом. В XIX веке щит с горностаевым фоном обычно указывал на службу его обладателя в дворцовых ведомствах.

Основными цветами русских гербов были оттенки золотого, серебряного, красного, голубого, зеленого, черного, пурпурного. Иногда встречались и другие цвета, например кожу человека красили бежевым. Такие оттенки называют естественными или натуральными. Иерархии цветов в российской геральдике нет.

Иногда щит на русских гербах мог быть разделен на нескольких частей. Тогда в разных участках основы использовали разные цвета. У разделителей были свои названия: столб — вертикальная полоса, правая и левая перевязи — диагональная линия, пояс — горизонтальная, крест и другие.

Еще у гербов были аксессуары — дополнительные элементы: шлем, корона, мантия, щитодержатели, девиз, изображения орденов и других наград владельцев.

Гербы старинных русских княжеских родов украшали княжеской шапкой и красной мантией. А у рода Шереметевых на гербе изображена не княжеская, а боярская шапка. Шлемы в Российской империи встречались в основном на гербах дворян. Единственный город, в символе которого присутствовал такой элемент, — это Ревель (в наши дни — Таллин, Эстония).

В 1705 году по указу Петра I издатель Ян Тессинг и писатель Илья Копиевский составили в Нидерландах сборник «Символы и эмблемата». Они описали 840 популярных в европейской культуре символов. Книгу часто использовали российские геральдисты, когда создавали новые эмблемы для региональных и родовых гербов.

Однако символику в гербах не всегда можно толковать однозначно. Даже в книге Тессинга и Копиевского к некоторым изображениям дано несколько комментариев. Например, еж в «Символах и эмблемате» описан трижды со значениями: «Честь и крепость — все на оружие», «Столько оружия, сколько и неприятелей» и «Кругом меня бойся». А генеалог Анисим Князев в гербовнике 1786 года писал: «Изучение дворянских гербов методически немыслимо без использования генеалогических данных».

Историк Владимир Пушкарёв анализировал образ дракона в российской геральдике и пришел к выводу, что у него было целых четыре трактовки. Еще из искусства Византии пришел символ побежденного змея и драконоборца — воина, который его убил. Он присутствует, например, на гербе Москвы. Зилант — дракон с чертами птицы и собаки — из тюркской мифологии. Он используется на гербе Казани. Иногда на гербах изображали оторванную голову дракона как знак новых завоеванных территорий.

Шестиконечная звезда Давида изображена на гербах математика Николая Лобачевского и банкиров братьев Поляковых. Только у Лобачевского она обозначала геометрию, а у Поляковых — их еврейское происхождение и иудаистское вероисповедание. Указание на происхождение и первоначальную религию есть и на гербе Юсуповых: полумесяц и звезды, мужчина в татарском наряде, — и у Мещерских: полумесяц. Эти знаки указывали на их ордынское происхождение.

В основу гербов многих княжеских родов легли старинные территориальные эмблемы. Они указывали, какой землей в прошлом владели эти семьи. Герб князей Белосельских-Белозерских очень напоминает эмблему города Белозерска недалеко от Вологды. На нем изображены две рыбы, над ними — перевернутый полумесяц и крест. Меч на гербах многих семей символизировал их власть над определенной территорией. А вот в территориальных эмблемах отражались основные особенности региона: звери, которые здесь водились, и достопримечательности.
Еще тверские и московские правители в XV веке использовали двуглавого орла в качестве символа княжеской власти. В следующем столетии у некоторых крупных городов Руси появились собственные символы — территориальные эмблемы. При этом первый сборник изображений и описаний городских гербов — гербовник — составили в нашей стране только в 1672 году. Герольдмейстерскую контору — отдельный орган, который занимался изучением и созданием таких символов, — создал Петр I.

По поручению Петра I первые родовые гербы получили его соратники: инженер, реформатор артиллерии Яков Брюс, генералиссимус Александр Меншиков, один из создателей военно-морского флота Федор Апраксин и другие. Подобные символы и для дворян, и для городов создавал по ведению императора сначала итальянец Франц Санти, а затем — немец Бурхард фон Миних. Этих геральдистов специально пригласили в Россию, поэтому отечественная геральдика во многом опиралась на западноевропейские традиции: в Европе эта наука развивалась с XII века.

В Европе гербы часто получали и отличившиеся крестьяне, и бюргеры — жители городов. А вот в России подобные символы имели только дворяне. Гербы должны были прославить род, показать его достижения и часто даже приукрасить их. Геральдист Александр Черных писал: «В окончательном виде в XVII веке идея геральдики стала звучать как «гербы созданы для распознавания благородных», а следовательно, «только благородные могут иметь гербы». <…> В таком, кстати, благородном облике она была заимствована Россией при Петре I…»

По указу Павла I с 1797 года в Российской империи издавался Общий гербовник дворянских родов Российской империи. Его новые выпуски выходили вплоть до 1917 года. За это время было опубликовано 20 томов с описаниями и изображениями гербов российских дворян.

Основой любого герба всегда служил геральдический щит. Форма первых гербов повторяла очертания реальных боевых щитов. Существует много видов таких основ, но в России чаще всего использовали французские — четырехугольные с заостренным основанием. Такую основу можно увидеть даже у современного герба России.

Еще в качестве фона могли выступать так называемые меха: горностаевый, то есть белый фон со стилизованными изображениями хвостов, и беличий — чередование синих и белых шкурок. Такие изображения пришли к нам из Германии: в древности германские воины украшали свои боевые щиты мехом. В XIX веке щит с горностаевым фоном обычно указывал на службу его обладателя в дворцовых ведомствах.

Основными цветами русских гербов были оттенки золотого, серебряного, красного, голубого, зеленого, черного, пурпурного. Иногда встречались и другие цвета, например кожу человека красили бежевым. Такие оттенки называют естественными или натуральными. Иерархии цветов в российской геральдике нет.

Иногда щит на русских гербах мог быть разделен на нескольких частей. Тогда в разных участках основы использовали разные цвета. У разделителей были свои названия: столб — вертикальная полоса, правая и левая перевязи — диагональная линия, пояс — горизонтальная, крест и другие.

Еще у гербов были аксессуары — дополнительные элементы: шлем, корона, мантия, щитодержатели, девиз, изображения орденов и других наград владельцев.

Гербы старинных русских княжеских родов украшали княжеской шапкой и красной мантией. А у рода Шереметевых на гербе изображена не княжеская, а боярская шапка. Шлемы в Российской империи встречались в основном на гербах дворян. Единственный город, в символе которого присутствовал такой элемент, — это Ревель (в наши дни — Таллин, Эстония).

В 1705 году по указу Петра I издатель Ян Тессинг и писатель Илья Копиевский составили в Нидерландах сборник «Символы и эмблемата». Они описали 840 популярных в европейской культуре символов. Книгу часто использовали российские геральдисты, когда создавали новые эмблемы для региональных и родовых гербов.

Однако символику в гербах не всегда можно толковать однозначно. Даже в книге Тессинга и Копиевского к некоторым изображениям дано несколько комментариев. Например, еж в «Символах и эмблемате» описан трижды со значениями: «Честь и крепость — все на оружие», «Столько оружия, сколько и неприятелей» и «Кругом меня бойся». А генеалог Анисим Князев в гербовнике 1786 года писал: «Изучение дворянских гербов методически немыслимо без использования генеалогических данных».

Историк Владимир Пушкарёв анализировал образ дракона в российской геральдике и пришел к выводу, что у него было целых четыре трактовки. Еще из искусства Византии пришел символ побежденного змея и драконоборца — воина, который его убил. Он присутствует, например, на гербе Москвы. Зилант — дракон с чертами птицы и собаки — из тюркской мифологии. Он используется на гербе Казани. Иногда на гербах изображали оторванную голову дракона как знак новых завоеванных территорий.

Шестиконечная звезда Давида изображена на гербах математика Николая Лобачевского и банкиров братьев Поляковых. Только у Лобачевского она обозначала геометрию, а у Поляковых — их еврейское происхождение и иудаистское вероисповедание. Указание на происхождение и первоначальную религию есть и на гербе Юсуповых: полумесяц и звезды, мужчина в татарском наряде, — и у Мещерских: полумесяц. Эти знаки указывали на их ордынское происхождение.

В основу гербов многих княжеских родов легли старинные территориальные эмблемы. Они указывали, какой землей в прошлом владели эти семьи. Герб князей Белосельских-Белозерских очень напоминает эмблему города Белозерска недалеко от Вологды. На нем изображены две рыбы, над ними — перевернутый полумесяц и крест. Меч на гербах многих семей символизировал их власть над определенной территорией. А вот в территориальных эмблемах отражались основные особенности региона: звери, которые здесь водились, и достопримечательности.
Материалы по теме