Пушкин образовал фамилии героев от названий северных рек Лены и Онеги, которые протекают очень далеко друг от друга.
Вромане в стихах«Евгений Онегин»Александр Пушкин создал два контрастных образа молодых людей 1820-хгодов — Евгения Онегина и Владимира Ленского. Их можно назвать антиподами друг друга. Критик Виссарион Белинский писал: «Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. <…> Ленский был романтик и по натуре и по духу времени».
На различия между героями указывает даже происхождение фамилий. Пушкин образовал их от названий северных рек Лены и Онеги, которые протекают очень далеко друг от друга: Лена — вСибири, на территории нынешних Якутии иИркутской области, а Онега — вАрхангельской области. Персонажей отдаляет друг от друга и разница в возрасте: Онегин старше, ему 26 лет, а вот Ленскому всего 18. Отличаются даже их прически. У Ленского «кудри черные до плеч». Онегин же «как dandy лондонский одет», уделяет больше внимания внешности. И прическу носит, как британские модники, короткую.
Отношение к жизни у Онегина и Ленского тоже различное. Онегин — скептик, высокомерен, но при этом умело находит подход к дамам. Ленский — романтик, восторженный поэт, который не любит светской жизни, но видит в людях лучшее. Литературовед Юрий Лотман так описывал их противопоставление:
Вромане в стихах«Евгений Онегин»Александр Пушкин создал два контрастных образа молодых людей 1820-хгодов — Евгения Онегина и Владимира Ленского. Их можно назвать антиподами друг друга. Критик Виссарион Белинский писал: «Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. <…> Ленский был романтик и по натуре и по духу времени».
На различия между героями указывает даже происхождение фамилий. Пушкин образовал их от названий северных рек Лены и Онеги, которые протекают очень далеко друг от друга: Лена — вСибири, на территории нынешних Якутии иИркутской области, а Онега — вАрхангельской области. Персонажей отдаляет друг от друга и разница в возрасте: Онегин старше, ему 26 лет, а вот Ленскому всего 18. Отличаются даже их прически. У Ленского «кудри черные до плеч». Онегин же «как dandy лондонский одет», уделяет больше внимания внешности. И прическу носит, как британские модники, короткую.
Отношение к жизни у Онегина и Ленского тоже различное. Онегин — скептик, высокомерен, но при этом умело находит подход к дамам. Ленский — романтик, восторженный поэт, который не любит светской жизни, но видит в людях лучшее. Литературовед Юрий Лотман так описывал их противопоставление:
“
Противопоставление мыслилось как антитеза умного скептика и наивно-восторженного энтузиаста. Соответственно черты свободолюбия, сохранившиеся и в окончательном варианте образа Ленского, первоначально были значительно резче подчеркнуты.
В то же время Лотман указывал, что портреты героев Пушкин частично писал с себя. Только Ленский — это более юная версия поэта: «Оба образа (и Онегина, и Ленского) связаны с лирическим миром автора, но второй отнесен к тому эмоционально-идейному миру поэта до перелома 1823 года, который осознается теперь как сохраняющий обаяние чистоты, но наивный, а первый — как отмеченный печатью зрелого ума, но затронутый разъедающим скепсисом».
У героев есть и общие черты. Сходство между ними заключается в похожем социальном статусе: и Владимир Ленский, и Евгений Онегин были богатыми, хорошо образованными дворянами. Возможность подискутировать на философские темы, обсудить историю и литературу положила начало их дружбе.
“
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду.
Александр Пушкин. «Евгений Онегин»
Пушкин и сам подчеркнул разницу между героями сравнением «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Поэт писал, что взаимоотношения персонажей родились из скуки. Ленский и Онегин — «от делать нечего друзья». В деревне, где находились их имения, не было других людей со схожими интересами. В пятой главе романа Евгений Онегин отправляется на именины Татьяны Лариной. На празднике он скучает, к тому же его как почетного гостя сажают напротив именинницы. Сама Татьяна смущается такому соседству. Лотман писал: «Татьяна смутилась, поскольку в том, что Онегина усадили на почетном месте против нее, все должны были усмотреть подтверждение возможности его сватовства». За скучный вечер Онегин решает отомстить Ленскому, который и заманил его к Лариным. И приглашает на танцы Ольгу Ларину, шепчет ей «какой-то пошлый мадригал», напоказ пожимает ее руку.
Ленский, будучи женихом Ольги, воспринимает это и как оскорбление. Как заметил Владимир Набоков, по меркам той эпохи Онегин вел себя вызывающе, когда ухаживал за чужой невестой. А вот Ленский, по его мнению, поступил правильно и благородно:
“
…Для благородного человека в 1820 г[оду] во всем цивилизованном мире было совершенно естественно вызвать на дуэль того, кто вел себя по отношению к нему и его невесте так, как на балу у Лариных вел себя Онегин по отношению к Ленскому… <…> Поведение Ленского, не имея ничего общего с экстравагантной вспыльчивостью, является единственно разумным для честного человека того времени в сложившейся ситуации…
В шестой главе романа между героями происходит дуэль. Такие поединки вРоссии XIX века официально порицались. НиколайI считал их «варварством». В то же время дуэли были обычным явлением среди знати. Сам Пушкин за свою жизнь стрелялся пять раз.
Филолог Сергей Доценко в своей характеристике дуэли Онегина и Ленского назвал их конфликт «заурядным», «типичным для России начала XIX века». Юрий Лотман указал на нарушения дуэльного кодекса в ходе поединка. Онегин выбрал себе в секунданты лакея — человека неравного происхождения, опоздал на поединок на целый час, начал стрелять прямо на ходу. Лотман писал: «Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для читателей романа, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет с ходу, с дальней дистанции и под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета, а, идя на риск, дает по себе выстрелить, требует противника к барьеру и с короткой дистанции расстреливает его как неподвижную мишень».