ПОЧЕМУ АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ НАЗЫВАЮТ «РУССКИМИ»?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
ПОЧЕМУ АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ НАЗЫВАЮТ «РУССКИМИ»?
Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
Из Европы русские горки в 1840-х годах переехали за океан — в Америку, где на них получили патент.
Один из самых популярных аттракционов в парках развлечений известен во всем мире под разными названиями. В России это американские горки, во Франции — les montagnes russes («русские горы»), в США — roller coaster («роликовая каталка»), в Германии — Achterbahn («дорога в виде восьмерки»). Путаницу с названиями помогает разрешить история развлечения: «горки» появились в России как народная забава, массовую популярность обрели в Европе, а запатентовали аттракцион с виражами, напоминающими знак бесконечности, уже в Америке.

Катальные горки были традиционным русским развлечением. Катались на Руси чаще всего на Масленицу: сначала с естественных холмов, а потом со специально обустроенных горок. Высокие деревянные конструкции обмазывали навозом, поверху утрамбовывали снег и заливали водой до появления плотной ледяной корки. Ловко скользили с горок на ледянках — решетах, покрытых в несколько слоев навозом и льдом, буках — заледенелых корзинах, катульках — выдолбленных досках с заостренным носом, а также на промерзших шкурах домашних животных.

«Катальные потехи» любили и царствующие особы. При Петре I масленичные гуляния с катанием проводили в центре Петербурга. При Анне Иоанновне, позже прославившейся и своим Ледяным домом, катались всем двором, удивляя «странностями» иностранцев.
Один из самых популярных аттракционов в парках развлечений известен во всем мире под разными названиями. В России это американские горки, во Франции — les montagnes russes («русские горы»), в США — roller coaster («роликовая каталка»), в Германии — Achterbahn («дорога в виде восьмерки»). Путаницу с названиями помогает разрешить история развлечения: «горки» появились в России как народная забава, массовую популярность обрели в Европе, а запатентовали аттракцион с виражами, напоминающими знак бесконечности, уже в Америке.

Катальные горки были традиционным русским развлечением. Катались на Руси чаще всего на Масленицу: сначала с естественных холмов, а потом со специально обустроенных горок. Высокие деревянные конструкции обмазывали навозом, поверху утрамбовывали снег и заливали водой до появления плотной ледяной корки. Ловко скользили с горок на ледянках — решетах, покрытых в несколько слоев навозом и льдом, буках — заледенелых корзинах, катульках — выдолбленных досках с заостренным носом, а также на промерзших шкурах домашних животных.

«Катальные потехи» любили и царствующие особы. При Петре I масленичные гуляния с катанием проводили в центре Петербурга. При Анне Иоанновне, позже прославившейся и своим Ледяным домом, катались всем двором, удивляя «странностями» иностранцев.
Милая моя, Вы весьма любопытны и так любите странности, что мне никогда бы не простили, если б я не описала Вам новой забавы, занимавшей двор нынешнею зимою. Это ледяная гора, построенная с верхнего дворцового этажа на двор. Она довольно широка, так что по ней может спуститься коляска, и имеет по обеим сторонам небольшие борды. Ее устройство следующее: сначала сколочены были доски, которые поливали водою пока наконец вся отлогость не покрылась льдом значительной толщины. Придворные дамы и кавалеры садятся в санки, спускаются с верху горы и несутся вниз с быстротою птицы. Иногда санки случайно сталкиваются одни с другими, тогда катающиеся опрокидываются, и это всем, как можете представить, доставляет смех. Всякий, кто имеет вход ко двору, должен кататься — так они называют забаву и, к счастью, никто еще не сломил себе шеи.
Из письма леди Рондо, супруги английского посланника при российском дворе, к ее приятельнице, 1735 год
Елизавета Петровна поручила придворному механику Андрею Нартову и архитектору Бартоломео Растрелли соорудить крупную стационарную горку. Проектировали и строили ее в Царском селе целых 12 лет. В 1757 году 60-метровый пышно декорированный павильон, с которого начиналась 270-метровая трасса, принял первых посетителей. Катались с горки и зимой, и летом на управляемых лошадьми двухместных колясках на колесиках. Забава вышла очень опасной: однажды граф Орлов едва спас Екатерину II от «неизбежной смерти», когда из колеи колесницы выскочило медное колесо.

Тем не менее при Екатерине II появилась еще одна знаменитая горка — в Ораниенбауме. Соорудил ее в 1762–1774 годах итальянский архитектор Антонио Ринальди. 33-метровый трехэтажный павильон лазурно-молочных цветов сохранился и до наших дней. Центральный скат состоял из четырех сменяющихся горок с перепадами до 20 метров, похожих на современные аттракционы. Окружали их каменные колоннады-галереи общей протяженностью в 532 метра, по которым поднимались резные золоченые коляски.
Верхний сад замка есть лес, из коего сделан Голландский великолепный сад, с аллеями, беседками, домиками и т.п. <…> Сей сад имеет наипреимущественнейшую каталую гору. Гора есть свод, около 10 сажен вышины имеющий, вверху с галереей и увеселительным домиком, в коем находятся 6 резною работою и позолотою украшенных одноколок, наподобие триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей. Скат и вообще все, так же как и было в Царском селе. На каждой стороне ската есть покрытая колоннада, по коей вверху и внизу прогуливаться можно, и особливо вверху не токмо воздух, но и весьма приятный вид имеет.
Иоганн Готлиб Георги. «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного», 1794 год
К началу XIX века оба сооружения демонтировали, но традиция сохранялась: деревянные горки для детей стали устраивали прямо в домах. Такие конструкции построили, например, в Зимнем, Александровском и Гатчинском дворцах.

Зимой 1813 года, во время Заграничного похода, русские солдаты познакомили с традиционными отечественными аттракционами парижан — установили горку на реке Сене. Забава пришлась по вкусу французам, которые устроили на ней круглогодичное массовое катание на вагонетках, движущихся по рельсам. И уже в 1817 году в Париже стали популярными «Русские горки» в районе Бельвиль (Les Montagnes Russes) и «Воздушные прогулки» (Promenades Aériennes) в парке Божон.
Ледяные горки, которые являются излюбленным развлечением русских, вызывают огромное любопытство у иностранцев. <…> С 1815 года русским горкам стали подражать в других странах, и даже там, где из-за мягкости климата не хватало льда, чтобы наслаждаться удовольствием стремительного съезда с горок также летом, стали крепить на сани маленькие колесики. Такие русские горки появились теперь почти во всех столицах Европы. Теперь они — любимый аттракцион в Париже, где их построили с самым большим изяществом и комфортом.
Лейпцигский «Журнал общественно полезных знаний», 1835 год
Из Европы русские горки в 1840-х годах переехали за океан — в Америку, где на них получили патент: изобретатель Джон Тейлор запатентовал название «наклонная железная дорога», ЛаМаркус Эдна Томпсон — более 30 различных механизмов и конструкций, Лайна Бичер — дорожное полотно в виде замкнутой петли. Первые американские горки, ставшие известными на весь мир, появились в нью-йоркском парке аттракционов на полуострове Кони-Айленд в 1884 году.

Горки в виде аттракционов вернулись на родину уже в советское время. С 1930-х годов американские горки стали ставить в парках культуры и отдыха. Например, возвели постройку архитекторов Александра Великанова, Леонида Полякова, Александра Хрякова в саду Госнардома в Ленинграде, которая сгорела во время воздушного налета осенью 1941 года.
Помню, как… зачем-то направился в сторону Госнардома. Из тамошнего сада, с американских гор, доносился негромкий скрип вагончиков, а порой — людские взвизги. Многие девушки, на самом деле вовсе не нервные и не трусливые, считали своим долгом повизжать, когда вагончик мчится под уклон, — иначе и катание не в радость. <…> Сидя в открытом вагончике рядом с девушкой (даже с такой, с которой недавно познакомились), вы — в тот момент, когда вагончик круто устремляется вниз, — имели полное моральное право легонько обнять ее, якобы беспокоясь за нее и оберегая от опасности.
Вадим Шефнер. «Бархатный путь: Летопись впечатлений», 1993 год
Материалы по теме