Но, как вспоминал Мудрогель, на этом художник не остановился. Он перенес этюдник к полотну «Иван Грозный и сын его Иван» и исправил тон в крупных частях живописи. Следом, к ужасу хранителей, Репин принялся за «Крестный ход в Курской губернии». Со словами
«Здесь я прибавлю пыли. Тысячная толпа идет, пыль поднимается облаком… А пыли недостаточно» Репин запылил весь задний план. После правок он не стал встречаться с Третьяковым и сразу уехал в
Петербург.
Коллекционер был возмущен до крайности и перестал отвечать на письма Репина. Лишь спустя месяцы, как писал Мудрогель, Третьяков встретился с художником и отчитал его:
«Вы самовольно сделали исправление на трех картинах, не принадлежащих Вам. <…> Лицо бывшего ссыльного мне не нравится. А ведь это же не мои картины, это всенародное достояние, и вы не имели права прикасаться к ним, хоть вы и автор». Впрочем, оригинальная переписка Ильи Репина и Павла Третьякова не подтверждает такого накала страстей. Известно, что 17 августа 1887 года художник писал коллекционеру:
«Вы уже, конечно, знаете, что вчера я был в Вашей галерее: я заправил, что нужно в карт[ине] «Ив[ан] Гр[озный]», исправил, наконец, лицо входящего в карт[ине] «Не ждали» (теперь, мне кажется, так) и тронул чуть-чуть пыль в «Крестном ходе» — красна была». И пять дней спустя Павел Третьяков написал в ответ:
«Поправки в ваших картинах очень заметил; кажется, не испортили. Самая полезная поправка в черепе умирающего царевича». Так что Илья Репин действительно постоянно дописывал и переписывал свои картины. И совершенно не смущался того, что давно их продал. Эта черта его характера дала почву для пересудов среди современников и послужила основой множества исторических анекдотов.