ЧТО ТАКОЕ РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
И ЧЕМУ В НИХ ОБУЧАЛИ?

Отвечает Дарья Федосова ,
автор портала «Культура.РФ»

ЧТО ТАКОЕ РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
И ЧЕМУ В НИХ ОБУЧАЛИ?

Отвечает Дарья Федосова ,
автор портала «Культура.РФ»
В 1830-х годах частные лица на свои деньги открывали такие заведения, чтобы дать детям из разных сословий практическое образование.
Реальные училища — это средние образовательные учреждения, в которых студентов обучали естественным наукам и математическим дисциплинам, чтобы подготовить их к работе в промышленности.

Первые реальные училища появились в Германии в XVIII веке. Такие учреждения давали юношам практические навыки в разных сферах: сельском хозяйстве, горном деле и архитектуре.

В начале XIX века идея реальных училищ стала популярна и в Российской империи. В 1830-х годах частные лица на свои деньги открывали такие заведения, чтобы дать детям из разных сословий практическое образование. Спонсоры учреждали реальные отделения при гимназиях: больше всего их было в Варшаве, а также в Москве и Санкт-Петербурге. В список предметов в этих училищах входили практическая механика, практическая химия, рисование и черчение.

Но программа училищ постоянно расширялась: в них начали преподавать не только технические науки, но и гуманитарные, как в гимназиях. В ответ на это Николай I поручил министру народного просвещения Сергею Уварову приравнять реальные училища к низшим учебным заведениям:
Реальные училища — это средние образовательные учреждения, в которых студентов обучали естественным наукам и математическим дисциплинам, чтобы подготовить их к работе в промышленности.

Первые реальные училища появились в Германии в XVIII веке. Такие учреждения давали юношам практические навыки в разных сферах: сельском хозяйстве, горном деле и архитектуре.

В начале XIX века идея реальных училищ стала популярна и в Российской империи. В 1830-х годах частные лица на свои деньги открывали такие заведения, чтобы дать детям из разных сословий практическое образование. Спонсоры учреждали реальные отделения при гимназиях: больше всего их было в Варшаве, а также в Москве и Санкт-Петербурге. В список предметов в этих училищах входили практическая механика, практическая химия, рисование и черчение.

Но программа училищ постоянно расширялась: в них начали преподавать не только технические науки, но и гуманитарные, как в гимназиях. В ответ на это Николай I поручил министру народного просвещения Сергею Уварову приравнять реальные училища к низшим учебным заведениям:
Чтоб в училищах так называемых реальных, где допускаются лица всех состояний, круг наук словесных был приведен в меру училищ приходских и уездных с исключением всего, что принадлежит к кругу училищ высших и средних и не относится прямо и непосредственно к наукам техническим.
Однако через два года правительство попыталось расширить реальное образование: в 1839 году было опубликовано Положение о реальных классах при учебных заведениях Министерства народного просвещения. При гимназиях появились реальные классы. В них учились в основном студенты шестого и седьмого классов, но допускались и вольнослушатели. Преподавали там несколько дисциплин: практическую химию, практическую механику, рисование, черчение и технологию. Занятия в реальных классах проводились только зимой, и посещать их можно было бесплатно.

В том же году при Третьей гимназии в Москве открыли реальное отделение, которое состояло из шести классов. Там могли получить образование дети купцов и мещан. Программа этого реального отделения мало отличалась от классической гимназической: там наравне с практическими дисциплинами преподавались и общеобразовательные предметы.

В 1864 году в России появились реальные гимназии. Они отличались от классических незначительно: в них в большем объеме преподавали точные науки и не обучали студентов древним языкам.
В реальных гимназиях преподаются: а) в одинаковом объеме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география, и 5) чистописание; б) в большом объеме сравнительно с классическими: 6) математика, 7) естественная история с присоединением к ней химии, 8 и 9) физика и космография, 10 и 11) немецкий и французский языки (оба обязательно), и 12) рисование и черчение; в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.
Выпускникам реальных гимназий в первые годы их существования предлагали дальше поступать в коммерческие училища или в Московскую практическую академию. А со временем позволили продолжать образование и в высших учебных заведениях.

Однако поступить было нелегко. Каждый университетский абитуриент должен был сдать экзамен по латыни и древнегреческому, а выпускники реальных гимназий этих языков не знали. И чтобы успешно пройти вступительные испытания, им приходилось наверстывать упущенное самостоятельно.

В 1871 году реальные гимназии переименовали в реальные училища. Посещать их имели право дети всех сословий и вероисповеданий, однако обучение стало платным.

Через год появился и устав реальных училищ. Он гласил, что «реальные училища имеют целью доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». Программу училищ сократили до шести классов.

Реальные училища окончили многие знаменитости. Например, актер, режиссер и педагог Борис Щукин получил диплом Московского частного реального училища Константина Воскресенского. Там же учился и художник-авангардист Михаил Ларионов. В другом московском реальном училище получил образование купец Арсений Морозов, хозяин особняка на Воздвиженке. А Третье реальное училище Санкт-Петербурга окончил советский архитектор Александр Никольский, автор проекта Круглых бань в Северной столице.

Число реальных училищ в Российской империи постоянно росло. В 1872 году их было всего семь, к 1898 году стало 112, а к 1914-му — 284. Но после Октябрьской революции реальные училища упразднили, а на их основе организовали техникумы.
Материалы по теме