На Руси было известно два вида органа — портатив и позитив. Портатив — небольшой инструмент, который исполнитель держал на колене или вешал на перевязи через плечо. Такой орган пришел из Византии в X веке и довольно быстро вошел в состав обязательных инструментов у скоморохов. В киевском Софийском соборе, построенном в XI веке, есть фреска, где изображены скоморохи — и органист в их числе.
Позитивами (от латинского
ponere — «ставить, размещать») называли небольшие передвижные органы. Первые упоминания о таких инструментах встречаются в XV веке. В 1613 году при Михаиле Романове были открыты Потешные хоромы для развлечения двора, где можно было послушать украшенные резьбой и богатыми материями органы-позитивы.
В 1691 году
Петр I заказал знаменитому немецкому органостроителю Арпу Шнитгеру орган с шестнадцатью регистрами. Вероятно, царя привлекало не столько звучание инструмента, сколько его «хитрый» механизм. Именно во времена правления Петра органы начали строиться по всей стране, в основном — в католических храмах.
Орган использовал
Петр Чайковский в симфонии «Манфред»,
Николай Римский-Корсаков в
«Садко» и другие выдающиеся композиторы.
В современной России органы можно встретить в концертных залах, католических и протестантских соборах. Самый большой орган России находится в
Кафедральном соборе Калининграда.
В основном органы для российских площадок строят западноевропейские предприятия, в нашей стране органостроения нет. Это связано с тем, что в православной традиции — только один инструмент от Бога: человеческий голос.