Барокко

КОГДА В РОССИИ СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ?

Отвечает Алексей Сканави,
пианист, телерадиоведущий, автор портала
«Культура.РФ»
Барокко
КОГДА В РОССИИ СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ?
Отвечает Алексей Сканави,
пианист, телерадиоведущий, автор портала
«Культура.РФ»

Начало концертной жизни в России можно связать с открытием Санкт-Петербургского филармонического общества.
Ответ на этот вопрос неоднозначен.

Во-первых, нужно определиться, что именно мы считаем «классической музыкой». Можем ли мы отнести к ней, например, музыку роговых оркестров, широко распространенную в России в 1750–1830-х годах и совершенно неизвестную за пределами страны? Или петровские канты, исполнение которых часто сопровождалось колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком? Или партесные концерты, изначально предназначенные для исполнения в церкви во время литургии? Или итальянскую оперу, столь любимую русскими императрицами? Все эти виды музыки мы сейчас вполне можем себе представить на филармонической сцене и, определяя их жанр в целом, наверняка отнесли бы именно к классической музыке. Однако на момент своего появления и активного существования в культуре эти жанры, строго говоря, классической музыкой не являлись.

Так что при ответе на этот вопрос мы ограничим понятие «классическая музыка» чисто музыкальными (не театральными) авторскими произведениями, которые были записаны нотами по определенным композиционным правилам и сыграны музыкантами, умевшими эти ноты читать.

Во-вторых, нужно понять, что называть концертом. Считается ли концертом выступление скоморохов на царском пиру? Или представление бродячих артистов на рыночной площади? Или даже, например, игра заезжего виртуоза на великосветском приеме или «ассамблее»? Учитывать ли «домашние концерты»?

И здесь нужно внести некое ограничение: под концертом мы будем подразумевать такое мероприятие, которое было открыто для посещения на определенных условиях (например, по билетам или приглашениям), перед проведением которого было заранее объявлено, что в определенном месте в определенное время будет исполняться музыка, и на которое люди пришли с целью ее послушать.

Но даже такие важные уточнения не дают однозначного ответа на этот вопрос. Некоторые исследователи истории русской музыки пишут, что в конце XVIII века в России «начала активно развиваться концертная жизнь» и что первые публичные концерты в России стали устраивать с 1770-х годов. Однако «публичность» этих концертов можно поставить под сомнение. Скорее всего, под ними подразумеваются придворные мероприятия, так как на тот момент в России за пределами дворцов вряд ли нашлось бы достаточное количество потенциальных слушателей классической музыки.

Начало упорядоченной и задокументированной концертной жизни в России можно связать с открытием первой в нашей стране концертной организации — Санкт-Петербургского филармонического общества, которое, как написала впоследствии «Русская музыкальная газета», стало «первым музыкальным обществом в России, развивавшим в публике художественный вкус и приучившим ее к сложным и крупным произведениям». Первые концерты, организованные обществом, состоялись весной 1802 года: на сцене исполнили ораторию Йозефа Гайдна «Сотворение мира». Сам Гайдн был заочно избран почетным членом общества, о чем ему в 1808 году сообщили письмом, которое он с благодарностью принял. Концерты эти имели невероятный успех в том числе и потому, что были благотворительными: весь сбор от продажи билетов был направлен на поддержку вдов музыкантов и сирот.
Оратория «Сотворение мира» Йозефа Гайдна в исполнении хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга:
Ответ на этот вопрос неоднозначен.

Во-первых, нужно определиться, что именно мы считаем «классической музыкой». Можем ли мы отнести к ней, например, музыку роговых оркестров, широко распространенную в России в 1750–1830-х годах и совершенно неизвестную за пределами страны? Или петровские канты, исполнение которых часто сопровождалось колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком? Или партесные концерты, изначально предназначенные для исполнения в церкви во время литургии? Или итальянскую оперу, столь любимую русскими императрицами? Все эти виды музыки мы сейчас вполне можем себе представить на филармонической сцене и, определяя их жанр в целом, наверняка отнесли бы именно к классической музыке. Однако на момент своего появления и активного существования в культуре эти жанры, строго говоря, классической музыкой не являлись.

Так что при ответе на этот вопрос мы ограничим понятие «классическая музыка» чисто музыкальными (не театральными) авторскими произведениями, которые были записаны нотами по определенным композиционным правилам и сыграны музыкантами, умевшими эти ноты читать.

Во-вторых, нужно понять, что называть концертом. Считается ли концертом выступление скоморохов на царском пиру? Или представление бродячих артистов на рыночной площади? Или даже, например, игра заезжего виртуоза на великосветском приеме или «ассамблее»? Учитывать ли «домашние концерты»?

И здесь нужно внести некое ограничение: под концертом мы будем подразумевать такое мероприятие, которое было открыто для посещения на определенных условиях (например, по билетам или приглашениям), перед проведением которого было заранее объявлено, что в определенном месте в определенное время будет исполняться музыка, и на которое люди пришли с целью ее послушать.

Но даже такие важные уточнения не дают однозначного ответа на этот вопрос. Некоторые исследователи истории русской музыки пишут, что в конце XVIII века в России «начала активно развиваться концертная жизнь» и что первые публичные концерты в России стали устраивать с 1770-х годов. Однако «публичность» этих концертов можно поставить под сомнение. Скорее всего, под ними подразумеваются придворные мероприятия, так как на тот момент в России за пределами дворцов вряд ли нашлось бы достаточное количество потенциальных слушателей классической музыки.

Начало упорядоченной и задокументированной концертной жизни в России можно связать с открытием первой в нашей стране концертной организации — Санкт-Петербургского филармонического общества, которое, как написала впоследствии «Русская музыкальная газета», стало «первым музыкальным обществом в России, развивавшим в публике художественный вкус и приучившим ее к сложным и крупным произведениям». Первые концерты, организованные обществом, состоялись весной 1802 года: на сцене исполнили ораторию Йозефа Гайдна «Сотворение мира». Сам Гайдн был заочно избран почетным членом общества, о чем ему в 1808 году сообщили письмом, которое он с благодарностью принял. Концерты эти имели невероятный успех в том числе и потому, что были благотворительными: весь сбор от продажи билетов был направлен на поддержку вдов музыкантов и сирот.
Оратория «Сотворение мира» Йозефа Гайдна в исполнении хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга:
«Культура.РФ» благодарит за вопрос читателя Руслана из Балашова.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос читателя Руслана из Балашова.
Материалы по теме