Прообразом тюрем на Руси были так называемые «порубы» и «погребы». «Порубы», деревянные срубные постройки, обычно строили в северных областях, а «погребы», полуземляночные места заточения, — на юге.
В Несторовском списке Повести временных лет сохранилась запись:
«В год 6567 (1059). Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом». А в Радзивилловском списке летописи есть красочная миниатюра с изображением того, как полоцкого князя Всеслава Брячиславича освобождали из подобного поруба в 1068 году.
В 2010-е годы во время раскопок к востоку от Десятинного монастыря на территории
Великого Новгорода археологи обнаружили следы одного из таких древних порубов.
«В 1030-е годы вблизи Волосовой улицы было построено довольно сложное сооружение, которое можно соотнести с порубом (тюрьмой, темницей). Сохранилась его подземная часть в виде ямы диаметром пять метров и глубиной три метра. Первоначально стены постройки были составлены из вертикально установленных широких досок, сохранившихся на высоту до трех с половиной метров. Доски были скреплены перекладиной, вставленной в пазы столбов, расположенных по углам темницы. В начале 1040-х годов это сооружение было перестроено. Две стены старой постройки разобрали и поставили новый сруб размером 230 на 240 сантиметров, сохранившийся на 28–30 венцов. На дне располагались две лавки, от которых остались лишь столбы, а также яма под отхожее место. Глиняный пол подвергался регулярной чистке. Поруб был обнесен водоотводной канавой и просуществовал около 20 лет. Позже его верхняя часть была разобрана из-за ветхости, а яма заполнена навозом». Из отчета отряда Новгородской экспедиции Института археологии РАН
В XI–XII веках все чаще возникали княжеские междоусобицы, и такие виды заточений обычно применяли в отношении знатных особ. В простонародной среде в подобных мерах нужды не было: по сложившимся практикам Русской Правды попавшегося вора могли на месте
«убить как собаку», а за убийство полагалось
«мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата» либо заплатить штраф (виру). За другие проступки могли выставить у «позорного столба», высечь кнутом, отрезать косу женщине или обрить голову мужчине.
После судебников 1497 и 1550 годов система штрафов стала вытесняться смертной казнью. Ей карали за душегубство, разбой, ложный донос, похищение людей, убийство своего господина, святотатство, крамолу — измену государству или восстание. Наконец, впервые документально засвидетельствовали в качестве наказания помещение преступников в тюрьмы.
Строительство первой каменной тюрьмы на Руси относится ко времени правления
Ивана Грозного. Она появилась на территории Чебоксарского кремля вместе с Государевым двором, приказной избой и казной. С того же времени для подобных заточений стали активно использовать монастыри. Так, в
Иосифо-Волоцкий монастырь в 1525 году заточили публициста Максима Грека, в
Кирилло-Белозерский монастырь в 1606-м — князя Симеона Бекбулатовича, а в Чудов монастырь в 1610-м — московского патриарха Гермогена.
Следующему ужесточению закона способствовало «Соборное уложение» Алексея Михайловича 1649 года. По нему основными видами наказаний стали телесные, а также смертная казнь, тюремное заключение и ссылка. За воровство могли клеймить литерой «В» или отсечь пальцы, руку или ногу; за богохульство или умышленный поджог — сжечь заживо; за фальшивомонетничество — влить в горло расплавленный металл; за отравление или убийство мужа — закопать в землю до наступления смерти. Тюремные сроки согласно новому уложению могли длиться от нескольких дней до четырех и более лет —
«на сколько государь укажет». Нововведением стала ссылка — виновных отправляли в далекие остроги, окраинные города и крепости.
Ярким примером из истории заточений XVII века была биография протопопа Аввакума. Противника церковной реформы патриарха Никона в середине 1650-х годов сослали в Сибирь.
«Потом привели нас к плахе и, прочет наказ, меня отвели, не казня, в темницу. Чли в наказе: Аввакума посадить в землю в струбе и давать ему воды и хлеба. И я сопротив тово плюнул и умереть хотел, не едши, и не ел дней с восмь и больши, да братья паки есть велели. <…> Таже осыпали нас землею: струб в земле, и паки около земли другой струб, и паки около всех общая ограда за четырьми замками; стражие же пре дверьми стрежаху темницы». Из «Жития Протопопа Аввакума, им самим написанного»
Позднее появились и тюрьмы-крепости. Одной из первых был Орешек. После того как в 1703 году
Петр I отвоевал ее у шведов, крепость получила название Шлиссельбургской — буквально «ключ-город». В 1723 году построили Кронштадт, и Шлиссельбург потерял свое военное значение, став тюрьмой для политических заключенных — по подобию лондонского Тауэра. Туда царь отправил в заточение свою сестру Марию Алексеевну, первую жену Евдокию Лопухину, а позднее там погиб свергнутый император Иван VI.
При Петре I наказания за преступления стали еще более жесткими: появились каторжные работы, заковывание в колодки, ссылки на галеры, гауптвахты и шпицрутены, частные тюрьмы при фабриках и заводах. При
Екатерине II система тюрем стала совершенствоваться: вместо деревянных острогов стали строить каменные дома, а для заключенных частично стали вводить казенное питание (раньше узников выводили на улицы и площади, где они под присмотром собирали себе милостыню на пропитание).
Тогда же появились известные до сих пор тюрьмы России: Ростовский тюремный замок (1768) — ныне Богатяновский централ; московская «Бутырка» (1771) — ее спроектировал архитектор
Матвей Казаков, а первым известным узником стал Емельян Пугачев; Владимирский централ (1783) — первоначально «работный дом» для мелких воришек, а позднее тюрьма строго режима; Тюменский тюремный замок (1786) — куда прибывали по Сибирскому, или «кандальному», тракту как воры и убийцы, так — позднее — и политические заключенные, например
Федор Достоевский,
Николай Чернышевский, Владимир Короленко и
Александр Грин.