Зрелищные представления появились на
Руси задолго до первой профессиональной постановки. К ним можно отнести и древние игры, и народную
драму, и творчество скоморохов, которые развлекали народ на
ярмарках, во время
масленичных и
пасхальных гуляний. А со временем певцов и лицедеев даже стали держать при дворе: в XVII веке музыканты, в том числе приглашенные из-за рубежа, выступали в специально созданной Потешной палате
Московского кремля.
При царе
Алексее Михайловиче, в 1672 году, был поставлен первый профессиональный спектакль.
Пьесу по заказу правителя создал лютеранский пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори. Сюжет постановки «Артаксерксово действо» был основан на библейской Книге Есфирь. Нравоучительно-историческая драма с
прологом, семью действиями и
интермедиями длилась 10 часов. Этим показом открылась Комедийная хоромина — первый русский театр. В постановке задействовали 60 человек, вся труппа состояла из иностранцев. Первоначально текст пьесы был написан на немецком языке, но позже его перевели и на русский.
Для придворного театра 1670-х годов писали и русские литераторы, в частности
Симеон Полоцкий. Он создал «Комедию притчи о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе, о теле злате и о трех отроках, в пещи не сожженных». Однако сведений об этих постановках не сохранилось.
В это же время поставили и первый балет в
России. Историк
Иван Забелин датирует премьеру спектакля «Орфей» Масленицей 1672 года. Так же, как и первые драматические спектакли, эта постановка была создана иностранцами. Балет об Орфее на музыку немецкого композитора Генриха Шютца начинался куплетами, восхваляющими царя Алексея Михайловича, и только после их исполнения артисты начинали танцевать.
Во времена правления Анны Иоанновны в Россию пришла
опера. В 1731 году польский король Август II «одолжил» императрице свою придворную итальянскую труппу. И в том же году в
Москве состоялось первое оперное представление — «Каландро» Джованни Альберто Ристори. Постановкой руководил лично композитор, а участвовали в ней 13 актеров и 9 вокалисток.
Представление прошло с успехом, и после этого Анна Иоанновна пригласила ко двору итальянскую оперную труппу. В 1736 году коллектив под руководством композитора Франческо Арайи представил оперу «Сила любви и ненависти».
Либретто к ней написал Франческо Прата, а на русский язык его перевел Василий Тредиаковский.
А первой оперой на оригинальный русский текст стал «Цефал и Прокрис» 1755 года. Либретто написал
Александр Сумароков, а музыку — все тот же Франческо Арайя. Роли в постановке исполнили отечественные артисты. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» так писала об этой опере: