ЧТО ТАКОЕ «ПЕРИОД МАЛОКАРТИНЬЯ»?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»

ЧТО ТАКОЕ «ПЕРИОД МАЛОКАРТИНЬЯ»?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
Средств на производство фильмов государство стало выделять гораздо меньше. И приоритет отдавался агитационным картинам, которые должны были поднимать боевой дух.
«Малокартиньем» называют один из периодов развития советского кинематографа, который длился с 1941 по 1953 год. В это время в прокат выходило меньше 50 фильмов в год. Например, в 1943 году сняли лишь 23 картины, в 1945 году — 19, а в 1953 году — 45. Тогда как в 1930 году в СССР вышло 128 новых фильмов, а в 1980-х за год выпускали более 200 лент.

Причиной первого этапа кризиса в кино стало начало Великой Отечественной войны. Экономика страны находилась в упадке, основные ресурсы направлялись на фронт, а в самом начале войны две крупнейшие киностудии Советского Союза — «Мосфильм» и «Ленфильм» — эвакуировали в Среднюю Азию, в Алма-Ату. Председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Иван Большаков вспоминал:
«Малокартиньем» называют один из периодов развития советского кинематографа, который длился с 1941 по 1953 год. В это время в прокат выходило меньше 50 фильмов в год. Например, в 1943 году сняли лишь 23 картины, в 1945 году — 19, а в 1953 году — 45. Тогда как в 1930 году в СССР вышло 128 новых фильмов, а в 1980-х за год выпускали более 200 лент.

Причиной первого этапа кризиса в кино стало начало Великой Отечественной войны. Экономика страны находилась в упадке, основные ресурсы направлялись на фронт, а в самом начале войны две крупнейшие киностудии Советского Союза — «Мосфильм» и «Ленфильм» — эвакуировали в Среднюю Азию, в Алма-Ату. Председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Иван Большаков вспоминал:
В августе встал вопрос об эвакуации студии «Ленфильм». Теперь я вспомнил о разговоре с тов. Ундасыновым и позвонил ему в Алма-Ату. Он сразу же согласился с моим предложением принять «Ленфильм» и пообещал содействие в размещении киностудии. <…> Из Ленинграда удалось вывезти очень мало кинооборудования. Поэтому Кинокомитет решил усилить техническую базу создаваемой в Алма-Ате киностудии за счет «Мосфильма». Так был решен вопрос об эвакуации «Мосфильма» в Алма-Ату…
Средств на производство фильмов государство стало выделять гораздо меньше. И приоритет отдавался агитационным картинам, которые должны были поднимать боевой дух. За первые два года войны сняли 15 таких короткометражных фильмов. Среди них была, например, кинокарикатура «Сон в руку». Сюжет иронично изображал неизбежное поражение Адольфа Гитлера.

Полнометражных фильмов в военное время выходило еще меньше. В 1942 году выпустили первый с начала войны — «Секретарь райкома» Ивана Пырьева. Главной темой картины стала борьба советского народа против фашистских захватчиков. Впоследствии фильмы о подвиге человека, готового отдать жизнь за страну, снимали часто. Советский кинематограф пополнился картинами «Она защищает Родину» Фридриха Эрмлера, «Зоя» Льва Арнштама, «Нашествие» Михаила Ромма.

Но случались в период малокартинья и настоящие сенсации. Так, в 1945 году на экраны вышла первая часть легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Заказ на эту работу поступил прямиком из ЦК: режиссеру предстояло снять картину, которая воспела бы русского царя. И первая часть трилогии Эйзенштейна отвечала этим требованиям: Иван IV предстал перед зрителями в облике сурового, но мудрого правителя. Фильм оценил и Иосиф Сталин, и партийные деятели, и интеллигенция. А вот вторую часть, в которой Грозного режиссер показал как подозрительного и жестокого человека, власти резко раскритиковали и не допустили к прокату.
Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.
Авторы Постановления Оргбюро Ц К ВКП (б) «О кинофильме «Большая жизнь»
Это постановление было опубликовано 4 сентября 1946 года и именно оно стало началом второго этапа «периода малокартинья». Раскритиковали не только работу Эйзенштейна, но и фильм Леонида Лукова «Большая жизнь»: «ЦК ВКП (б) отмечает, что подготовленный Министерством кинематографии СССР кинофильм «Большая жизнь» порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении». Авторы постановления также высказались об «Адмирале Нахимове» Всеволода Пудовкина и «Простых людях» Григория Козинцева и Леонида Трауберга. И резюмировали, что Художественный совет и само Министерство кинематографии плохо справляются со своей работой.
ЦК ВКП (б) постановляет:
1. Ввиду изложенного выпуск на экран второй серии фильма
«Большая жизнь» запретить.
2. Предложить Министерству кинематографии СССР и
Художественному совету при министерстве извлечь необходимые уроки… и организовать работу художественной кинематографии таким образом, чтобы впредь была исключена всякая возможность выпуска подобных фильмов.
С этих пор «подобные фильмы» на экраны действительно не выходили — поощрялись только идеологически верные картины. В афишах появились киноленты о советской жизни и о борьбе с политическими врагами, а главным жанром стал историко-биографический фильм. Оттепель началась после смерти Сталина — тогда советские кинематографисты получили возможность вновь экспериментировать на экране.
Материалы по теме