КАКИМИ БЫЛИ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
КАКИМИ БЫЛИ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ?
Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
Универсальную и всеобщую систему ПДД в России внедрили уже в советское время.
При «государе всея Руси» Иване III впервые утвердили правила пользования ямскими дорогами, по которым перемещались на дальние расстояния почтовые гонцы. Они останавливались на станциях — «ямах», где отдыхали и меняли лошадей. Судебник Ивана Грозного в 1550 году закрепил обязательное клеймение лошадей, запись в книги и пошлину при покупке или обмене коня. При Федоре Иоанновиче в 1589 году установили официальную ширину проезжей части — полторы сажени, или примерно 3,2 метра. А при Алексее Михайловиче появились первые штрафы за наезды на пешеходов.
При «государе всея Руси» Иване III впервые утвердили правила пользования ямскими дорогами, по которым перемещались на дальние расстояния почтовые гонцы. Они останавливались на станциях — «ямах», где отдыхали и меняли лошадей. Судебник Ивана Грозного в 1550 году закрепил обязательное клеймение лошадей, запись в книги и пошлину при покупке или обмене коня. При Федоре Иоанновиче в 1589 году установили официальную ширину проезжей части — полторы сажени, или примерно 3,2 метра. А при Алексее Михайловиче появились первые штрафы за наезды на пешеходов.
17. А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ея обесчестит, или ея тем боем изувечит, и беременная будет жена от того его бою дитя родит мертво, а сама будет жива, а с суда сыщется про то допряма, и тому, кто так учинит, за такое его дело учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно, да на нем же доправити той жене бесчестие и увечье вдвое, да его же вкинути в тюрму на три месеца. А будет от того его бою та жена и сама умрет, и его за такое его дело самого казнити смертию.

18. А будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому что лошадь от чего испужався, и узду изорвав рознесет, и удержати ея будет не мощно, и того в убийство на ставити, и наказания за такое дело никому не чинити, для того, что такое дело учинится бес хитрости.
Соборное уложение 1649 года, глава XXII
Регентша Софья Алексеевна подошла к вопросу безопасности на дорогах более строго — запретила в Москве кататься в «в санях на вожжах», повелев «ездить с возницею». Всадники на невзнузданных лошадях по городу ездили «небрежно» и часто направляли большие «бичи» — кнуты — не только на лошадей, но и «побивали» ими людей.

При Петре I в стране утвердили правостороннее движение. По всей Российской империи стали устанавливать деревянные «крашенные и подписанные цифрами» верстовые столбы, по которым легко было отмерить расстояние до пункта назначения. Посыльным на курьерских лошадях установили лимит скорости — не более 15 верст в час, или примерно 16 километров в час. А следить за порядком на дорогах стала учрежденная в 1718 году Главная полиция во главе с генерал-полицмейстером Антоном Девиером.

Анна Иоанновна в 1730 году установила систему штрафов: за первое нарушение правил били кошками — четырехвостными плетями с узелками на концах, за второе — кнутом, за третье — ссылали на каторгу. Через два года тех, кто людей «санями и лошадьми давил», стали отправлять на смертную казнь. А вскоре в России появился аналог экипажей ДПС — «денные караулы», которые следили за дисциплиной на «больших улицам и прочих пристойных местах».

Елизавета Петровна в 1742 году ввела конфискацию имущества за быструю езду: лошадей нарушителей отправляли в государевы конюшни. Через два года императрица запретила ездокам, «какого бы кто звания ни был», «скверно браниться». А в 1756 году ограничила езду по Петербургу «тройкою». Также при Елизавете появилась первые платные трассы. Например, на Першпективной дороге — это часть пути от Москвы до Петербурга — кареты и коляски, запряженные шестью лошадьми, платили 24 копейки, а проход по дороге скота стоил всего 2 копейки.

Екатерина II закрепила определенные виды транспорта за служащими разных чинов. Чиновникам 1-го и 2-го классов и генералам предписывалось ездить цугом (6-10 запряженных лошадей) и с форейторами, которые предупреждали пешеходов о проезде высоких чинов. Остальные же служащие не могли пользоваться живыми «мигалками». Императрица также запретила опасную ночную езду с зажженными факелами — частую причину пожаров.

В годы правления Екатерины извозчикам стали выдавать «номера»: кожаные ярлыки, которые нашивали на спину. Поймали без них — штраф. А с 1784 года ввели «права» — «Извозчичий билет», в котором прописывались обязанности водителя. Например, не парковаться в местах «для хождения пеших возле домов»; подъезжая к перекрестку, «ехать тише и осматриваться во все стороны»; не обгонять экипажи дворцовых господ и иностранных министров; а проезжая через мост, на «баб, женок и молодаек, полощущих рухляди и холсты в реках, не заглядываться, не заводить разговоры».

В течение XIX века правила дорожного движения дополнялись. В основном они касались частных извозчиков: «лихачей», «ванек», «голубчиков», «ломовиков», — а также новых видов гужевого транспорта: дилижансов, фаэтонов, омнибусов, линеек, конки.

В августе 1895 года по улицам Петербурга проехала первая «коляска без лошадей» — немецкий автомобиль Motorwagen, купленный архитектором А.К. Жиргалевым. «Самодвижущиеся экипажи» поначалу пугали и пешеходов, и лошадей, поэтому в 1896 году для них придумали свои ПДД.
В столице разрешено движение автомобилей, но с некоторыми ограничениями: так, автомобилям для собственного пользования доступны все улицы; для развозки груза — с изъятиями; для общественного пользования предоставлены лишь немногие улицы; кроме того, вес экипажа не должен превышать 250 пудов, омнибусы должны быть не более как на 13 человек, считая кучера; собственные же — не менее как на 6 лиц. На право езды выдаются книжки и жестянки; на передке экипажа должны быть четко обозначены фамилия и адрес владельца. Езда быстрее 12 верст в час не разрешается. К управлению автомобилем допускаются лишь по экзамену и притом лица не моложе 17 лет.
Журнал «Велосипед», 1898 год
В 1900-е годы появились первые автошколы, где можно было получить право езды на автомобиле: Московский клуб автомоби­листов и Санкт-Петербургское обще­ство велосипедной и автомобильной езды. Водителей экстра-класса с 1906 года выпускала «Императорская школа шоферов».

В 1909 году делегация Российской империи подписала в Париже положения Международной конвенции об автомобильном движении. И два года спустя в стране стали устанавливать первые дорожные знаки.

Универсальную и всеобщую систему ПДД в России внедрили уже в советское время. В январе 1930 года заработал первый светофор — на углу Литейного и Невского проспектов в Ленинграде. В 1955 году в Москве расчертили первую экспериментальную зебру на Ленинском проспекте. А в 1968 году Советский Союз подписал Венскую конвенцию о дорожном движении, которая до сих пор является ориентиром для всего мира.
Материалы по теме