Но, вопреки сложившемуся стереотипу, бани строили не везде. Этнограф Андрей Желтов писал, что особенно популярны они были на северо-западе страны, тогда как южнее, в пределах Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств, люди часто парились не в банях, а в просторных домашних печах.
Сегодня залезать в горячую печь для омовения кажется неправдоподобным занятием, но исторические документы подтверждают эту традицию. Причем исследования последних лет свидетельствуют о парении в печи не только на юге, но и в других регионах России.
Чтобы как следует пропариться, сначала выгребали из печи золу. Затем внутри расстилали сноп соломы и готовили емкость с горячей водой, а также вкусно пахнущий веник из веток местных деревьев. Залезали внутрь обычно вперед ногами, головой к заслонке. В больших печах можно было париться и сидя. Оказавшись внутри, человек затворял вход, обмакивал веник в воду и брызгал на стенки, чтобы возник пар. Затем он ложился на солому и хорошенько прогревался.
Крестьяне любили такую «баню» за экономность и простоту. Огонь в печи разжигали каждое утро — для готовки еды и обогрева жилья. А для парения нужно было лишь поставить в нее чугун с водой. Конечно, сразу в раскаленную топку никто не залезал: крестьяне ждали, пока печь немного остынет. Парились уже после дневных хлопот, ближе к шести-семи часам вечера.
Самое древнее упоминание об использовании печи как способа согреться сохранилось в «Житии преподобного Иринарха». Оно описывает события рубежа XVI—XVII веков. Герой одного из отрывков — дьякон «не мочий терпети студени», который «влазяще в печь». Эти слова доказывают, что в XVI веке печи были большими по размеру, а также могли использоваться как теплое помещение.
В XIX веке парение в печи было известно во многих регионах. В книге «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы» приводятся слова одного из жителей вологодских земель: