ПОЧЕМУ АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ — ОТЕЦ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА?

Отвечает Тата Боева,
автор портала «Культура.РФ»

ПОЧЕМУ АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ — ОТЕЦ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА?

Отвечает Тата Боева,
автор портала «Культура.РФ»
Долгое время русскоязычные театральные авторы лишь переводили иностранные произведения и адаптировали сюжеты для сцены.
У драматурга Александра Островского много неофициальных титулов — и среди них «отец русского национального театра» и «отец русской драматургии». Так Островского впервые назвал писатель Иван Гончаров, когда в 1882 году поздравлял его с 35-летием творческой деятельности: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Сам Александр Островский в 1884 году сообщал в Дирекцию Императорских театров, в которые входили пять учреждений в Петербурге и Москве: «Если Императорский театр желает быть русским, — сцена его должна принадлежать мне, на ней все должно быть к моим услугам; в настоящее время я — хозяин русской сцены».

Профессиональный русский театр появился в XVIII веке. Но долгое время русскоязычные театральные авторы лишь переводили иностранные произведения и адаптировали сюжеты для сцены. В XVIII и первой половине XIX века в большинстве театров ставили модные тогда европейские пьесы. Крупнейшие артисты начала столетия блистали в ролях из произведений Августа Коцебу, Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира. В год на сценах выходили сотни пьес. И среди них российские сюжеты — «Недоросль» Дениса Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Николая Гоголя — составляли совсем небольшой процент репертуара. В отечественном театре XIX века одну постановку играли недолго: в провинции всего пару раз, в столицах — несколько недель. Поэтому авторы постоянно писали и переводили.

А Александр Островский с 1850-х по 1880-е годы постоянно создавал пьесы на сюжеты из русской жизни. Всего он создал 47 произведений для сцены. Все их поставили в основном драматическом театре Москвы XIX века — Малом. Его даже называют «домом Островского».

Также драматург участвовал в управлении театром, предлагал новшества и отстаивал права авторов и актеров. В 1884 году он подал в Дирекцию Императорских театров «Записку по поводу проекта «Правил о премиях Императорских театров за драматические произведения», где перечислял ключевые проблемы, с которыми сталкивался отечественный театр. Кроме большого количества переводных и адаптированных пьес писатель указывал, что «распорядители репертуара не умеют и не желают ставить пьесы, имеющие художественные достоинства».

Благодаря писательским и организаторским талантам Островского сформировался самостоятельный русскоязычный репертуар — за это его и называют отцом русской драматургии и русского национального театра.
У драматурга Александра Островского много неофициальных титулов — и среди них «отец русского национального театра» и «отец русской драматургии». Так Островского впервые назвал писатель Иван Гончаров, когда в 1882 году поздравлял его с 35-летием творческой деятельности: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Сам Александр Островский в 1884 году сообщал в Дирекцию Императорских театров, в которые входили пять учреждений в Петербурге и Москве: «Если Императорский театр желает быть русским, — сцена его должна принадлежать мне, на ней все должно быть к моим услугам; в настоящее время я — хозяин русской сцены».

Профессиональный русский театр появился в XVIII веке. Но долгое время русскоязычные театральные авторы лишь переводили иностранные произведения и адаптировали сюжеты для сцены. В XVIII и первой половине XIX века в большинстве театров ставили модные тогда европейские пьесы. Крупнейшие артисты начала столетия блистали в ролях из произведений Августа Коцебу, Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира. В год на сценах выходили сотни пьес. И среди них российские сюжеты — «Недоросль» Дениса Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Николая Гоголя — составляли совсем небольшой процент репертуара. В отечественном театре XIX века одну постановку играли недолго: в провинции всего пару раз, в столицах — несколько недель. Поэтому авторы постоянно писали и переводили.

А Александр Островский с 1850-х по 1880-е годы постоянно создавал пьесы на сюжеты из русской жизни. Всего он создал 47 произведений для сцены. Все их поставили в основном драматическом театре Москвы XIX века — Малом. Его даже называют «домом Островского».

Также драматург участвовал в управлении театром, предлагал новшества и отстаивал права авторов и актеров. В 1884 году он подал в Дирекцию Императорских театров «Записку по поводу проекта «Правил о премиях Императорских театров за драматические произведения», где перечислял ключевые проблемы, с которыми сталкивался отечественный театр. Кроме большого количества переводных и адаптированных пьес писатель указывал, что «распорядители репертуара не умеют и не желают ставить пьесы, имеющие художественные достоинства».

Благодаря писательским и организаторским талантам Островского сформировался самостоятельный русскоязычный репертуар — за это его и называют отцом русской драматургии и русского национального театра.
Материалы по теме