Традиция детских утренников в СССР окончательно сложилась в послевоенные годы и с тех пор оставалась почти неизменной. Менялись лишь маскарадные костюмы и елочные игрушки.
В допетровские времена начало нового года на Руси отмечали в сентябре, когда завершались работы в полях. Однако никаких пышных празднеств для детей в этот день не устраивали. С 1700 года по указу Петра IНовый год перенесли на 1 января, и император распорядился «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Также горожанам полагалось поздравлять друг друга, устраивать гуляния с фейерверками и кострами. Постепенно в моду вошли балы-маскарады и народные забавы с переодеваниями. Но и тогда специальных торжеств для детей еще не проводили: все развлечения предназначались для взрослых.
Первую детскую елку в России устроила супруга Николая I — императрица Александра Федоровна. Случилось это в декабре 1828 года. В числе маленьких гостей были пятеро детей императорской четы, дочери великого князя Михаила Павловича и дети некоторых придворных. Подарки им вручала сама императрица.
В допетровские времена начало нового года на Руси отмечали в сентябре, когда завершались работы в полях. Однако никаких пышных празднеств для детей в этот день не устраивали. С 1700 года по указу Петра IНовый год перенесли на 1 января, и император распорядился «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Также горожанам полагалось поздравлять друг друга, устраивать гуляния с фейерверками и кострами. Постепенно в моду вошли балы-маскарады и народные забавы с переодеваниями. Но и тогда специальных торжеств для детей еще не проводили: все развлечения предназначались для взрослых.
Первую детскую елку в России устроила супруга Николая I — императрица Александра Федоровна. Случилось это в декабре 1828 года. В числе маленьких гостей были пятеро детей императорской четы, дочери великого князя Михаила Павловича и дети некоторых придворных. Подарки им вручала сама императрица.
“
Государь и царские дети имели каждый свой стол селкой, убранной разными подарками, а когда кончалась раздача подарков самой императрицей, тогда входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный разными фарфоровыми изящными вещами с императорской Александровской мануфактуры. Тут разыгрывалась лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к ее величеству и получал свой выигрыш-подарок из ее рук.
Из воспоминаний фрейлины Марии Фредерикс
После этого рождественские праздники для детей стали традицией, но только в императорской семье. Настоящую популярность они обрели спустя десять лет, и поспособствовала этому повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». В 1839 году она вышла в русском переводе, на первой странице издатель разместил иллюстрацию с рождественской елкой, свечами и подарками. А уже к новому, 1840 году вПетербурге продавались готовые детские елочки с украшениями из сладостей.
“
Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение.
Реклама детской елки из газеты «Северная пчела»
Тогда же для детей стали устраивать новогодние маскарады. Мальчики чаще всего наряжались пиратами, гусарами и пажами, девочки — феями, принцессами или цыганками. Развлекали юных гостей песнями, танцами, загадками и играми: их заранее придумывали родители, гувернантки и домашние учителя.
Вскоре после революции, в 1918 году, советская власть начала антирелигиозную кампанию. Вместе с православными праздниками и церковными службами запретили и рождественские елки для детей. Большевики считали, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы счертовщиной; дым и газ от елки; пьяные крики гостей».
Восстановили традицию только в 1935 году. В газете «Правда» вышла статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!», в которой говорилось:
“
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?
Вскоре Новый год вновь начали праздновать с детьми по всей стране. Правда, сценарии представлений часто содержали идеологические мотивы, а на смену костюмам царевен и пажей пришли красноармейцы и доярки.
Традиция детских утренников в СССР окончательно сложилась в послевоенные годы и с тех пор оставалась почти неизменной. Менялись лишь маскарадные костюмы иелочные игрушки. Например, в 1960-х годах была популярна космическая тематика. А в 1970-х годах советские зрители увидели на киноэкранах истории о приключениях отважных индейцев, лихих ковбоев и дружных мушкетеров, и костюмы из фильмов быстро появились на детских праздниках.
Борис Кустов. Сказки Дедушки Мороза. 1955
Кинешемский художественно-исторический музей, Кинешма, Ивановская область
Борис Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах. 1909
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Новогодний утренник в Доме пионеров, Дивногорск, Красноярский край. 1970-е годы
Дивногорский художественный музей, Дивногорск, Красноярский край
Новогодний утренник в детском саду №3 «Теремок», Старый Оскол, Белгородская область. 1970-е годы
Старооскольский краеведческий музей, Старый Оскол, Белгородская область
Новогодний утренник в школе №3, Сочи, Краснодарский край. 1960-е годы
Музей истории Хостинского района, Сочи, Краснодарский край
Новогодний утренник в Доме пионеров, Саратов. 1960-е годы
Саратовский областной музей краеведения, Саратов
Выступление детского оркестра на новогоднем утреннике в детском саду, Ижевск, Удмуртская Республика. 1980-е годы
Музей города Ижевска, Ижевск, Удмуртская Республика
Новогодний утренник в детском саду, Находка, Приморский край. 1963 год
Музейно-выставочный центр г. Находка, Находка, Приморский край
Новогодний утренник в детском саду, Березники, Пермский край. 1950-е годы
Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова, Березники, Пермский край
Новогодний утренник в детском саду, Бронницы, Московская область. 1960-е годы
Музей истории г. Бронницы, Бронницы, Московская область
Новогодний утренник во Дворце культуры, Курганинск, Краснодарский край. 1975 год
Курганинский исторический музей, Курганинск, Краснодарский край
Новогодний утренник в детском саду «Солнышко», Инта, Республика Коми. 1960-е годы
Интинский краеведческий музей, Инта, Республика Коми
Новогодний утренник, Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ. 1980-е годы
Губкинский музей освоения Севера, Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ
Новогодний утренник в детском саду №59, Рыбинск, Ярославская область. 1962 год
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область
Новогодний утренник в детском саду «Солнышко» колхоза «Россия», Ставрополь. 1970 год
Государственный центральный музей современной истории России, Москва