ЧТО ТАКОЕ «НОВАЯ ДРАМА»?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»

ЧТО ТАКОЕ «НОВАЯ ДРАМА»?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
В новой драме диалог преобладал над действием, а важные события, как правило, происходили за сценой.
Зарождение новой драмы литературоведы относят к 1860-м годам. В середине XIX столетия традиционная драматургия и классический театр приближались к кризису. В это время в театральном репертуаре доминировали легкие мелодрамы, или так называемые «хорошо сделанные пьесы», которые были призваны скорее позабавить зрителя, чем заставить его задуматься.

Но молодые драматурги под влиянием новых философских течений — материализма и позитивизма — стали создавать иные пьесы. Новая драма была в первую очередь социальной: она поднимала проблемы современного общества и побуждала зрителей размышлять над острыми вопросами. Изменилось и положение персонажей в драматургии. Традиционно герои воспринимались как хозяева своей судьбы, способные влиять на окружающий мир, на историю. Теперь же они оказывались в плену рока, были скованы внешними обстоятельствами и самими собой. Обязательной частью новой драмы стал глубокий психологизм, фундаментальные моральные конфликты персонажей.

Отличалась новая драма и по структуре текста. Композиционно пьесы были устроены ретроспективно: завязка в них происходила до начала самого действия, а в произведении рассматривались последствия того, что случилось в прошлом. Такую драматургию принято называть аналитической. В новой драме диалог преобладал над действием, а важные события, как правило, происходили за сценой. Об этой особенности так высказался Антон Чехов: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Кроме того, возросла роль подтекста в диалоге, появилось своеобразное «двойное дно».

Однако возникшая новая драма не была чем-то однородным, ее нельзя назвать отдельным течением в литературе: зарождалась новая драма во время господства в литературе натурализма, а позже на нее сильно повлиял символизм. Именно в духе символизма писал главный европейский драматург новой драмы Генрик Ибсен. Поэт Андрей Белый в статье «Театр и современная драма» так отзывался о его творчестве:
Зарождение новой драмы литературоведы относят к 1860-м годам. В середине XIX столетия традиционная драматургия и классический театр приближались к кризису. В это время в театральном репертуаре доминировали легкие мелодрамы, или так называемые «хорошо сделанные пьесы», которые были призваны скорее позабавить зрителя, чем заставить его задуматься.

Но молодые драматурги под влиянием новых философских течений — материализма и позитивизма — стали создавать иные пьесы. Новая драма была в первую очередь социальной: она поднимала проблемы современного общества и побуждала зрителей размышлять над острыми вопросами. Изменилось и положение персонажей в драматургии. Традиционно герои воспринимались как хозяева своей судьбы, способные влиять на окружающий мир, на историю. Теперь же они оказывались в плену рока, были скованы внешними обстоятельствами и самими собой. Обязательной частью новой драмы стал глубокий психологизм, фундаментальные моральные конфликты персонажей.

Отличалась новая драма и по структуре текста. Композиционно пьесы были устроены ретроспективно: завязка в них происходила до начала самого действия, а в произведении рассматривались последствия того, что случилось в прошлом. Такую драматургию принято называть аналитической. В новой драме диалог преобладал над действием, а важные события, как правило, происходили за сценой. Об этой особенности так высказался Антон Чехов: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Кроме того, возросла роль подтекста в диалоге, появилось своеобразное «двойное дно».

Однако возникшая новая драма не была чем-то однородным, ее нельзя назвать отдельным течением в литературе: зарождалась новая драма во время господства в литературе натурализма, а позже на нее сильно повлиял символизм. Именно в духе символизма писал главный европейский драматург новой драмы Генрик Ибсен. Поэт Андрей Белый в статье «Театр и современная драма» так отзывался о его творчестве:
Символическая драма Ибсена, этого патриарха новейшей драмы, всюду сознательно срывает покров с видимости: видимость, оставаясь видимостью, становится сквозной, как стекло, выдавая невероятный смысл происходящего в видимости. И в невероятности смысла ибсеновских драм сила его дерзновения.
Создавали новую драму и другие литераторы: Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Август Стриндберг, Эмиль Золя, Морис Метерлинк, Бернард Шоу.

В истории русской литературы понятие «новая драма» неразрывно связано с именем Антона Чехова. Именно в его произведениях впервые появились черты европейской новой драмы.
Материалы по теме