В конце 1940-х годов началась новая волна интереса к этим игрушкам. Некоторые исследователи связывают это с продукцией Нахабинской фабрики игрушек. В послевоенные годы на ней работал технологом скульптор Иван Ефимкин. Вместе с приятелем-инженером он разработал механизм, возвращающий неваляшку в исходное положение. Так впервые в детской игрушке намеренно использовали принцип устойчивого равновесия. Механизм был запатентован, а группа работавших над ним специалистов получила государственную премию.
Неваляшка мгновенно стала одной из самых популярных советских игрушек. Педагоги и психологи советовали давать ее детям с шести месяцев, поскольку она развивала зрение, слух и координацию движений; а мелодичный звук, напоминающий колокольчик русской тройки, привлекал и удерживал внимание ребенка. Неваляшка не имела острых углов и поэтому была совершенно безопасна. А ее форма и внешний вид — стилизованный пупс — по мнению специалистов, развивали фантазию ребенка.
Был у игрушки и идеологический контекст: всегда поднимающаяся в вертикальное положение, неваляшка символизировала волю к победе, несгибаемость перед любыми невзгодами.
В 1957 году Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки разработал несколько моделей неваляшек для выпуска на Тамбовском пороховом заводе — одном из крупнейших пороховых предприятий в России, которое производило не только военную, но и гражданскую продукцию. Делать игрушку должны были из целлулоида — побочного продукта производства пороха. Однако из-за легкой воспламеняемости позже его заменили на более качественную пленку ПВХ — бесцветную пластмассу. Согласно одной из версий, Тамбовский пороховой завод был секретным объектом, и потому выпуск игрушек подкреплял его легенду.
В 1958 году началось массовое производство неваляшек: в 1958 году выпустили 120 тысяч экземпляров, а в 1960-м — уже 1,2 миллиона. Продавались ваньки-встаньки не только в СССР. Их закупали Австрия, Германия, Куба, Словакия, Венгрия, Монголия и многие другие страны.
Расцвет производства пришелся на 1970-е годы. В это время в цехе Тамбовского порохового завода, который выпускал неваляшек, работало более 1500 женщин. А в кризисные 1990-е, когда военных заказов не стало, именно игрушки помогли заводу выжить. Поэтому неваляшке даже поставили памятник в центре города Котовска в
Тамбовской области, где расположено предприятие.
Продолжают делать неваляшку и в наши дни, в ассортименте Тамбовского порохового завода насчитывается более 30 видов этой игрушки. К классической неваляшке Маше красного цвета, дизайн которой практически не менялся на протяжении более чем 50 лет, добавилась кукла Антон. Выпускают неваляшек и в виде крокодила, зайца, утенка, поросенка. Завод ежегодно производит до ста тысяч игрушек; они продаются не только в нашей стране, но и в США, Германии, Белоруссии, Казахстане, Вьетнаме.
Главная советская кукла по-прежнему любима. И не только потому, что вызывает ностальгические чувства у людей старшего поколения, — ее продуманный дизайн остается актуальным и в наше время. Яркая, привлекательная для детей разных возрастов, безопасная и развивающая важные навыки, неваляшка остается популярной даже в эпоху высокотехнологичных игрушек.