С тех пор Немецкая слобода существовала на берегу реки Яузы. С запада ее окаймляла река Чечера с притоком Кукуй. И по названию ручья горожане окрестили этот район Кукуем.
Центральной улицей новой слободы стала Бауманская (в прошлом — Большая улица). Жители застраивали этот район так, как было принято на родине: улицы прокладывали только правильных форм, дома украшали на немецкий манер, разбивали палисадники и аллеи.
Чешский путешественник Леопольд Таннер писал о московских немцах:
«Они сохранили… порядок на образец германских городов при сооружении и умножении домов, которые строили красиво и расчетливо».
В слободе были собственные церкви: лютеранская церковь Святых Петра и Павла, лютеранская церковь Святого Михаила, протестантская церковь и католическая церковь Святых Петра и Павла. Из них до наших дней сохранилась только первая, остальные были закрыты в советское время.
Конец XVII века стал временем расцвета Немецкой слободы. Бизнес иностранцев процветал, их культурой активно интересовались москвичи, многие горожане наведывались в слободу за покупками и ради развлечений. Сам
Петр I в юные годы проводил немало времени среди немцев.
А после воцарения Петра уклад слободской жизни стал меняться, община становилась все менее и менее изолированной. В Немецкую слободу начали стекаться купцы и мещане, здесь строили дома аристократы, открывали фабрики дельцы.
После
пожара 1812 года от преимущественно деревянной слободы практически ничего не осталось. Отстраивали район уже совсем в другом стиле: в нем поселилось гораздо больше москвичей, поэтому архитектурный ландшафт сильно изменился.
Немецкая слобода существовала не только в Москве. В других городах России иностранцы тоже чаще всего селились в отдельных районах. Например, в
Санкт-Петербурге немцы строили дома на
Васильевском острове. А в
Нижнем Новгороде иноземцы жили в Панской слободе. Были немецкие слободы и в
Архангельске, и в
Саратове, и в
Волгограде.