ЧТО ТАКОЕ
НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
ЧТО ТАКОЕ
НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
Чужеземцы, как правило, не принимали православие, а оставались иноверцами.
Немецкой слободой до революции 1917 года называли тот район города, в котором жили иностранцы. И не только приехавшие из Германии: в старину «немцами», то есть «немыми», считали вообще всех заграничных гостей.

Первая Немецкая слобода появилась в Москве, при Василии III. Во время своего правления царь сформировал почетную стражу из наемных чужеземцев и выделил им для поселения земли в Замоскворечье. Но в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей напал на Москву и сжег эту слободу дотла.

При Иване IV иностранцам отвели новое место — у устья Яузы. Царь позволил гостям столицы свободно торговать, чтобы они могли себя обеспечивать. Поэтому Немецкая слобода быстро разрасталась и богатела. Но в 1578 году в ней произошел погром, как гласят источники, по приказу самого Грозного. Француз Жак Маржерет писал об этом инциденте:
Немецкой слободой до революции 1917 года называли тот район города, в котором жили иностранцы. И не только приехавшие из Германии: в старину «немцами», то есть «немыми», считали вообще всех заграничных гостей.

Первая Немецкая слобода появилась в Москве, при Василии III. Во время своего правления царь сформировал почетную стражу из наемных чужеземцев и выделил им для поселения земли в Замоскворечье. Но в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей напал на Москву и сжег эту слободу дотла.

При Иване IV иностранцам отвели новое место — у устья Яузы. Царь позволил гостям столицы свободно торговать, чтобы они могли себя обеспечивать. Поэтому Немецкая слобода быстро разрасталась и богатела. Но в 1578 году в ней произошел погром, как гласят источники, по приказу самого Грозного. Француз Жак Маржерет писал об этом инциденте:
Ливонцы, которые были взяты в плен и введены в Московию, исповедующие веру лютеранскую, получив два храма внутри города, отправляли там публичную службу: но в конце концов, из-за гордости и тщеславия сказанные храмы были разрушены, а все их дома разорены. И, хотя они были изгнаны нагими, в чем мать родила, они не могли винить в этом никого, кроме себя самих. Ибо они вели себя столь высокомерно, их манеры были столь надменны, а их одежды столь роскошны, что их всех можно было принять за принцев и принцесс.

После этого Немецкая слобода долго не возрождалась. Но не из-за немилости правителей, а наоборот: Борис Годунов благоволил иностранцам и позволил им свободно жить и торговать в Москве наравне с русскими.

Приезжих в городе становилось все больше. Они заступали не только на военную службу, но и на гражданскую: становились ремесленниками, купцами, лекарями, учеными. Однако чужеземцы, как правило, не принимали православие, а оставались иноверцами. Это настораживало представителей духовенства — они опасались усиления иностранного влияния. И в 1652 году царь Алексей Михайлович издал указ, по которому все чужеземцы должны были жить за чертой города:
По указу Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии… строили новую иноземскую слободу за Покровскими воротами, за Земляным городом, подле Яузы реки, где были наперед сего Немецкие дворы, при прежних Великих Государях.

С тех пор Немецкая слобода существовала на берегу реки Яузы. С запада ее окаймляла река Чечера с притоком Кукуй. И по названию ручья горожане окрестили этот район Кукуем.

Центральной улицей новой слободы стала Бауманская (в прошлом — Большая улица). Жители застраивали этот район так, как было принято на родине: улицы прокладывали только правильных форм, дома украшали на немецкий манер, разбивали палисадники и аллеи.

Чешский путешественник Леопольд Таннер писал о московских немцах: «Они сохранили… порядок на образец германских городов при сооружении и умножении домов, которые строили красиво и расчетливо».

В слободе были собственные церкви: лютеранская церковь Святых Петра и Павла, лютеранская церковь Святого Михаила, протестантская церковь и католическая церковь Святых Петра и Павла. Из них до наших дней сохранилась только первая, остальные были закрыты в советское время.

Конец XVII века стал временем расцвета Немецкой слободы. Бизнес иностранцев процветал, их культурой активно интересовались москвичи, многие горожане наведывались в слободу за покупками и ради развлечений. Сам Петр I в юные годы проводил немало времени среди немцев.

А после воцарения Петра уклад слободской жизни стал меняться, община становилась все менее и менее изолированной. В Немецкую слободу начали стекаться купцы и мещане, здесь строили дома аристократы, открывали фабрики дельцы.

После пожара 1812 года от преимущественно деревянной слободы практически ничего не осталось. Отстраивали район уже совсем в другом стиле: в нем поселилось гораздо больше москвичей, поэтому архитектурный ландшафт сильно изменился.

Немецкая слобода существовала не только в Москве. В других городах России иностранцы тоже чаще всего селились в отдельных районах. Например, в Санкт-Петербурге немцы строили дома на Васильевском острове. А в Нижнем Новгороде иноземцы жили в Панской слободе. Были немецкие слободы и в Архангельске, и в Саратове, и в Волгограде.
Материалы по теме